В строительную отрасль внедряются принципы безотходного производства

РБКBiznes

Стройка с нулевыми отходами

В строительную отрасль по всему миру внедряются принципы безотходного производства. В России этот тренд только набирает обороты.

Текст: Ксения Перова

Цех альтернативного топлива на цементном заводе

К 2050 году население Земли увеличится с нынешних 7,6 млрд до 9,8 млрд человек, а в 2100 году, даже несмотря на снижение общего уровня рождаемости, достигнет 11,2 млрд человек, говорится в докладе департамента ООН по экономическим и социальным вопросам.

По оценкам международной организации, к 2030 году в мире будет 43 мегаполиса с населением от 10 млн человек, а через 30 лет горожане составят две трети жителей планеты. «Больше половины жилья для этих людей еще не построено, — отмечает Максим Гончаров, гендиректор российского подразделения компании «ЛафаржХолсим» (глобальный производитель стройматериалов, в России представлен цементными заводами и карьерами по добыче нерудных материалов. — РБК+). — Если представить картину будущего, то в течение следующих 20 лет каждый месяц придется возводить по одному крупному городу». В такой ситуации вопросы «зеленого» строительства и разработки новых продуктов и технологий стоят особенно остро, подчеркивает Максим Гончаров. Речь идет как о производстве строительных материалов с применением отходов в качестве топлива, так и возведении зданий с использованием переработанных материалов.

Новое — это переработанное старое

«Экологическое строительство — новый комплексный подход к возведению любого типа здания: малоэтажного или многоэтажного, торгового или промышленного, — говорит председатель Совета по экологическому строительству RuGBC Гай Имз. — В России количество проектов экологического строительства выросло с нуля в 2010 году до 500 сегодня». Запрос на малоотходные и даже безотходные технологии строительства растет, отмечает эксперт, хоть и не так быстро, как, например, в Великобритании, США, ОАЭ и ряде других стран. «Производство цемента является одним из основных источников парниковых газов — доля этих выбросов составляет 7% всех выбросов в атмосферу, — говорит Гай Имз. — Минимизировать этот вред можно, заменив традиционные заполнители для бетона строительными отходами и снизив потребление энергии».

На осенней климатической неделе в Нью-Йорке «ЛафаржХолсим» первым из мировых производителей строительных материалов подписал обязательство до 2030 года сократить выбросы углекислого газа в рамках Science Based Targets initiative. Инвестиции на достижение этих целей составят 160 млн швейцарских франков. В основе обязательства лежит в том числе использование в строительстве новых продуктов компании — «зеленого» бетона ECOPact и цемента Susteno. Так, в составе Susteno содержится до 20% переработанного бетона. В ресурсосберегающем цементе в качестве добавки использован мелкозернистый гранулят, получаемый в ходе сноса зданий и сооружений. Для производства ECOPact удельные выбросы CO2 на 30–100% ниже, чем при производстве обычного бетона, утверждают в «ЛафаржХолсим». В странах, где это позволено нормативами, такой продукт изготавливают из переработанных материалов и лома, что обеспечивает замкнутый производственный цикл.

В «зеленом» цементе содержится добавка — мелкозернистый гранулят, полученный в ходе сноса отслуживших свое сооружений

Цемент вместо мусора

Использование на цементных заводах в качестве вторичных энергетических ресурсов ТКО позволит достичь показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», который предусматривает утилизацию 25,2 млн т ТКО к 2024 году, а также снизить полигонное захоронение, отмечают в ППК «Российский экологический оператор».

Технология утилизации отходов при производстве цемента представляет собой замену части природного топлива (газа, угля) на топливо, получаемое путем переработки широкого спектра отходов, в том числе остатков твердых коммунальных отходов (ТКО) после извлечения из них полезных фракций для вторичной переработки. Высокая температура, до 2000°С, обеспечивает безопасное уничтожение отходов, а зольный остаток, вступая в химическую реакцию с сырьевой смесью, превращается в полупродукт-клинкер, из которого производят обычный строительный цемент. То есть на выходе остается ноль золы по сравнению с мусоросжигательными заводами, где ее образуется 15–20% после сжигания, подчеркивают в «ЛафаржХолсим».

Цементные заводы по всему миру давно стали неотъемлемой частью системы конечной переработки отходов. «Средний процент замещения природного топлива альтернативным, полученным из отходов, в ЕС составляет более 40%. В Европе есть заводы, работающие почти на 100% на альтернативном топливе из отходов», — добавляет Максим Гончаров.

В России заводов, применяющих альтернативное топливо из отходов, пока немного. А остатки после сортировки ТКО на сегодняшний день вообще утилизируют только на заводе «ЛафаржХолсим» в Калужской области. «Цементные компании не спешат вкладываться в такие проекты. Первоначальные инвестиции в строительство цеха по использованию альтернативного топлива составляют порядка 240 млн руб. Для большинства российских заводов это и дорогостоящий, и рискованный проект», — говорит основатель мусоросборной и мусороперерабатывающей группы компаний MGS Group Георгий Малютин. В Европе, по его словам, такие расходы субсидируются государством. «Наш мусороперерабатывающий завод в Троицке бесплатно поставляет альтернативное топливо для завода «ЛафаржХолсим» в Калужской области, что позволило в 2019 году не только избежать захоронения отходов на мусорном полигоне, но и сэкономить 86 млн руб.», — говорит эксперт. А цементный завод, в свою очередь, сэкономил 11,5% природного газа, утилизировав 52 тыс. т отходов. В ППК «Российский экологический оператор» уверены, что предприятия цементной отрасли могут внести значительный вклад в проект по созданию новой системы обращения с мусором — перерабатывать как энергетические ресурсы до 13 млн т ТКО в год.

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях» Нейросеть GPT-3: «Роботы никогда не заменят потребность в людях»

Собеседник РБК — третье поколение алгоритма по обработке естественного языка

РБК
51 м² 51 м²

Строгая и функциональная квартира в Красноярске по проекту LEFT design

AD
Банка больше нет Банка больше нет

Сбербанк сменил имя, разошелся с «Яндексом» и не смог сойтись с Ozon

Forbes
Gram против доллара Gram против доллара

Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам закрыла проект Павла Дурова TON

Forbes
Гипотезы потребления Гипотезы потребления

Венчурный фонд, запущенный основателем «Вкусвилла», должен сделать мир лучше

Forbes
Новое изобретение для телефона Новое изобретение для телефона

С момента изобретения телефона техника для связи успела сильно измениться

Наука и жизнь
Главное — участие Главное — участие

Как домохозяйке основать международную бизнес-империю?

Forbes
Ананасы в шампанском — это пульс вечеров! Ананасы в шампанском — это пульс вечеров!

О литературном и гастрономическом вкусе Серебряного века

Наука и жизнь
Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса» Геннадий Сахаров: «Цифровизация как фундамент стройкомплекса»

Какие компетенции сегодня нужны строителям и где их взять

РБК
Типично псковские дали Типично псковские дали

Едем на длинные выходные в Псковскую область

Seasons of life
Жизнь в стиле эко Жизнь в стиле эко

5 шагов, которые помогут прийти к более осознанному потреблению

Playboy
Радуга над мысом Горн Радуга над мысом Горн

История одного морского круиза

Наука и жизнь
Худой мир лучше Худой мир лучше

История о том, как семеро участников проекта познали фитнес-дзен

Men’s Health
Тайны брянского Лас-Вегаса Тайны брянского Лас-Вегаса

Кто стоит за самым загадочным букмекером на российском рынке

Forbes
Место под солнцем Место под солнцем

Когда Россия перейдет с угля и газа на возобновляемые источники энергии

РБК
Максим Федоров: искусственный интеллект в десяти вопросах и ответах Максим Федоров: искусственный интеллект в десяти вопросах и ответах

Профессор Сколтеха — об искусственном интеллекте и реальности сюжетов фантастики

РБК
Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть Сказки на ночь: 19 книг, которые помогут ребенку уснуть

Любимые книги, которые стоит читать перед сном

Seasons of life
Даже лучший алгоритм может навредить человеку Даже лучший алгоритм может навредить человеку

Олег Бяхов — об этичных трендах и общении с искусственным интеллектом

РБК
Умная почка Умная почка

Почки создают условия для высокой эффективности работы клеток всех органов

Наука и жизнь
Медузомицет или комбуча? Медузомицет или комбуча?

Чайный гриб вновь стал популярным. Полезен ли он и чем отличается от комбучи?

Наука и жизнь
Авторская кухня Авторская кухня

Ресторатор Илья Тютенков за девять лет запустил шесть модных заведений в Москве

Forbes
Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны Три десятилетия Игнобеля: от памяти воды до чистящей слюны

Открытия, за которые в разные годы присуждали Игнобелевскую премию

Наука и жизнь
Город без нагромождений Город без нагромождений

Новое оборудование для сотовых сетей не портит городских пейзажей

РБК
Двойная игра Двойная игра

Иван Бегтин — о больших данных и мире без секретов

РБК
Вот так встреча Вот так встреча

Долгие новогодние каникулы дают шанс поупражняться в искусстве принимать гостей

AD
Боты против уток. Сможет ли искусственный интеллект избавить соцсети от Fake News Боты против уток. Сможет ли искусственный интеллект избавить соцсети от Fake News

Мы считаем, что интернет создан ради нас, но на деле его пользователи — боты

РБК
Дождь не помеха: 6 веселых игр для детей осенью Дождь не помеха: 6 веселых игр для детей осенью

Осадки — не повод прекращать веселиться, и наши дети знают это лучше всех

Seasons of life
Как вспышка на солнце «объяснила» происхождение заброшенной крепости Как вспышка на солнце «объяснила» происхождение заброшенной крепости

Дендрохронология помогла установить дату строительства древней крепости

Наука и жизнь
Станки и люди Станки и люди

Машина на службе у человека или человек в плену у машины? О чем говорит история

РБК
На ошибках учатся На ошибках учатся

Леонид Жуков — об ответственности людей и машин за принятие критических решений

РБК
Открыть в приложении