Небеса
Дизайнеры Саша Браулов и Нася Коптева живут в Петербурге, занимаются промдизайном. Свою новую коллекцию ваз «Собор» они собрали почти как северный сруб — только из акрила.
Если выбираешь предметный дизайн как возможность познакомиться со своей препамятью, как способ исследования этого мира, рано или поздно посмотришь на север.
Так случились наши прозрачные вазы-трансформеры «Собор» — посвящение сокровенной красоте северной деревянной архитектуры.
Образ покинутой и заросшей русской деревни, где шедевры деревянного зодчества исчезают под натиском времени и природы, нашел свое воплощение в пяти предметах из акрилового стекла, изначальная форма которых соответствует ключевым сооружениям Русского Севера: собору, колокольне или часовне.
Принцип сборки ваз напоминает и о детской пирамидке, и о венцах*, и об особенностях реставрации деревянных церквей, когда храм не разбирают полностью, а перебирают сруб ряд за рядом.
Идея не была привезена из путешествия в Архангельскую область и Карелию, все скорее наоборот — изучение деревянного зодчества и работа над коллекцией захватили нас так, что уже не раз потеснили полет к теплому морю и заставили взять курс на север.
Движимые привычной практикой дизайн-исследования, нетерпением и стремлением увидеть то, о чем писали ценители и знатоки этой земли — И. Э. Грабарь, В. В. Суслов, И. Я. Билибин, А. В. Ополовников, А. Б. Бодэ, Ю. С. Ушаков, О. Г. Севан, — мы тогда надели дождевики на пальто и начали продвигаться вверх по карте, догоняя низкие температуры.
Все внутри требовало — севернее, еще севернее: увидеть церковь Успения Пресвятой Богородицы в Кондопоге (этот храм сгорел в августе 2018 года — прим. ред.), подсматривать за процессом реставрации Кижского погоста, следовать за сказками, за вековым деревом и мрамором, за ожившими чертежами Ополовникова и иллюстрациями Билибина, за туманами над остывшим каньоном, за серебристыми луковками куполов, исчезающими фресками и расписным небом церквей, за истоками ремесла, за изумрудной водой, облаками мхов и пронизывающим ветром... к самому своему нутру, к началу.