Santa Maria
Известно, что одну и ту же историю можно рассказать совершенно по-разному: уныло и монотонно или так, что она станет одним из самых захватывающих повествований мире. Вопрос в даре рассказчика. Это относится и к архитектуре. Особенно если мы говорим про экспозиционный дизайн.
Церковка Санта-Мария-ду-Каштелу в португальском Абрантише — внешне почти минимализм, правда XII века (с перестройкой в XV веке): белые стены, скатная кровля, небольшая выразительная колокольня, портал да круглое окошко на фасаде. Ничего лишнего и ничего броского — легко пройти мимо, в Португалии таких церквей сотни. Внутри интереснее: здесь сохранились роскошные гробницы местных графов Алмейда — от ажурных готических до ренессансных, неожиданно нарядный, хоть и крошечный кусок старинной росписи, яркий фрагмент плитки азулежу, алтарь, чуток скульптур и внушительные каменные арки. По сути, краткая история португальского средневекового искусства в одном пространстве.
Но как сделать так, чтобы эта история стала интересной? А рассказ превратился в самостоятельное произведение, заслуживающее как минимум поездки в Абрантиш? Чтобы это был не еще один краеведческий музей с монотонными витринами, редкими посетителями и полным непониманием, куда смотреть и чем восхищаться, — а ведь именно такой церковь была совсем недавно.
Ответ нашли архитекторы студии spaceworkers, соединив богатое прошлое интерьера с немногословным и тонким, почти эфемерным дизайном настоящего в выставочном проекте «Пантеон Алмейда».
В старинное каменное пространство церкви архитекторы встроили деревянный помост, словно парящий над историческим полом, из которого тут и там по пути движения посетителей вырастают разновеликие стеклянные стелы с информацией об экспонатах и захватывающими историями про знатный род Алмейда, прославивший Абрантиш. Стелы обрамлены тончайшими металлическими рамами, которые крепятся под деревянным настилом — для этого он и был нужен, — и подсвечены по периметру, словно сияющие порталы между прошлым и настоящим.