Глубинный народ
Жизнь буквально раздавила скатов. Придонное существование сделало их плоскими, заставило дышать и видеть мир совсем не так, как другие рыбы. Но и среди скатов нашлись те, кто сумел подняться со дна и научился парить в открытых водах океана
Согласно систематике, скаты — родичи акул. Но акула — это вытянутое обтекаемое тело и мощный хвост, высокий треугольный спинной плавник и непрерывное движение, напор и стремительность. Скаты же будто специально выбирали черты совсем противоположные. Их тело плоское, как блин, спинной плавник чаще всего отсутствует, а тонкий длинный хвост не играет заметной роли в движении.
Перемещается скат, плавно взмахивая «крыльями» — сильно увеличенными грудными плавниками, передний край которых соединен с головой. Органы чувств и вовсе смотрят кто куда: глаза находятся на верхней стороне тела, а ноздри — на нижней, возле жаберных щелей. Такое телосложение кажется причудливым: не рыба, а летающая тарелка. Но если сопоставить черты ската с тем образом жизни, который ведет большинство представителей этой группы, то все сразу оказывается на своих местах.
На дне
Типичные скаты — донные жители. Как и у большинства рыб, их тело чуть плотнее воды. Костные рыбы компенсируют эту разницу при помощи плавательного пузыря, хрящевые акулы вынуждены постоянно перемещаться. Скаты же решают проблему радикально: если плыть никуда не надо, они просто ложатся на грунт. Многие виды проводят так большую часть жизни, предпочитая не искать добычу, а дожидаться, пока она сама подплывет поближе. Некоторые скаты берут инициативу на себя, но опять-таки промышляют у самого дна, медленно «паря» над ним в поисках подходящей добычи: мелких ракообразных, моллюсков и прочей не слишком подвижной живности.