Тайная жизнь птиц
Камерная и декоративная китайская живопись «цветы и птицы» многозначнее, чем кажется на первый взгляд
Жанр «цветы и птицы» – древний и почтенный. Он оформился в X веке, хотя такие сюжеты в китайской живописи встречались еще раньше, в эпоху Тан (618–907 гг.). Приятными глазу камерными пейзажами с удовольствием украшали интерьеры и император, и его подданные.
Однако такая живопись никогда не была чисто декоративной. Написанное признанным мастером произведение – всегда «слоеный пирог» из смыслов. Во-первых, цветы, деревья, птицы и животные, соответствующие системе традиционных китайских символов, изображались для привлечения удачи и прочих благ. Но были и более глубокие пласты. По выражению востоковеда Надежды Виноградовой, этот жанр – «одно из самых тонких проявлений средневекового пантеизма, связанное с обожествлением и поэтизацией природы». С точки зрения даосизма гармония мира строится на взаимодействии женского и мужского начал, инь и ян, и это видели в Китае, например, в продуманном соотношении пустых пространств и цветовых пятен, динамике и статике линий. В написанной на шелке частице природы отражались вселенские законы.
Но и это еще не все. Живопись выполнялась на злобу дня. Современники художников видели на полотнах политическую сатиру, выражение солидарности единомышленникам или призыв возродить те или иные добродетели, которыми общество стало пренебрегать.
Искусствоведы считают, что именно такой смысл вложил в шедевр XI века «Сороки и заяц» его создатель Цуй Бо (или Цуй Бай). В пейзаже с благопожелательной символикой американская исследовательница искусства Китая Альфреда Мерк увидела реакцию художника на скандал при дворе, случившийся в начале 1060-х годов. Красавица Янь Гуо – дочь императора Жэнь-цзуна – стала предпочитать нелюбимому мужу общество евнуха. Когда принцесса заметила, что свекровь шпионит за ней, то пришла в ярость и обратилась к своему отцу-императору с обвинениями в адрес супруга. Император сначала удалил из столицы мужа Янь Гуо, но потом вернул, а выслал евнуха, которого подозревали в связи с принцессой.