Только без рук!
Невероятной популярности Венеры Милосской никак не мешает отсутствие рук. Даже наоборот: изъян сделал статую узнаваемой. Однако если бы руки сохранились, что бы она в них держала?
Самую знаменитую скульптуру в мире нашли в 1820 году на греческом острове Милос из архипелага Киклады в Эгейском море. По одной из версий, ее откопал местный крестьянин на развалинах античного города Мелос. В то время Европу охватила мода на древности. Французский посол в Османской империи, маркиз Шарль-Франсуа де Ривьер, выкупил шедевр и отослал его королю Людовику XVIII. В 1821-м тот выставил Венеру в Лувре. Атрибутов, четко указывающих на то, что это богиня любви и красоты, у статуи не было, однако мраморную деву прозвали Венерой в честь римской ипостаси древнегреческой Афродиты.
Статуя появилась очень вовремя. Французы как раз с большим сожалением вернули в другие страны вывезенные Наполеоном античные шедевры, а Британский музей приобрел скульптуры Парфенона. Людовик XVIII мечтал владеть сопоставимым по значимости произведением древнегреческого искусства. Исследователи Античности начали превозносить Венеру Милосскую как выдающийся образец скульптуры классической эпохи, созданный чуть ли не Праксителем, великим ваятелем середины IV века до н. э. Этой версии, однако, противоречила надпись на постаменте, найденном при статуе: «…андр, сын [М]енида, гражданин [Ант]иохии на Меандре, сделал [эту статую]». Город, о котором речь, основан в более поздний, эллинистический период, мастером мог быть известный скульптор Александр из Антиохии, живший во II веке до н. э. Сотрудники Лувра поспешили объявить постамент изготовленным впоследствии, надпись не заслуживающей доверия, а вскоре и вовсе потеряли злополучную плиту, возможно, нарочно. Однако сохранились зарисовки постамента, сделанные молодым художником Огюстом Дебе, а манера исполнения скульптуры, по мнению исследователей, сочетает черты классического и эллинистического периодов.