Одинаковы с лица
Примерно каждый пятый предмет современного искусства, проданный на аукционе в 2019 году, был тиражным.
В слове «тиражный» некоторым чудится намек на вторичность, а уж словосочетание «тиражное искусство» и вовсе кажется оксюмороном: иногда я сталкиваюсь с мнением, что настоящее произведение искусства может существовать только в единственном экземпляре. Полагаю, это результат психотравмы советских времен, память о бесконечных «Витязях» и «Аленушках» на стенах хрущевских гостиных. Однако на арт-рынке тиражное искусство, или multiple art, — это не синоним дешевой фабричной репродукции. Его ключевое отличие в том, что производство нескольких экземпляров одного образца авторизовано самим художником: он так решил изначально. Тираж создается одновременно, все экземпляры равноценны.
А вот репродукция — это скорее побочный эффект славы, она копирует некогда созданную уникальную работу, произведением самостоятельным не является, и автор оригинала зачастую не подозревает о ее существовании. Тиражным искусством считается как серийное производство с одной матрицы (фотография, некоторые виды скульптуры и керамики), так и печатная графика: ксилография, литография, гравюра, шелкография и др. В аукционных каталогах все это относится к категории Prints & Multiples Art. Для широкой публики тиражное искусство остается одной из самых доступных точек входа на арт-рынок, возможностью начать коллекционировать, приобщиться к творчеству известных художников. А иногда покупка тиражного листа или предмета и вовсе единственная возможность приобрести творение того или иного автора. Особенно это касается художников уличных направлений вроде Бэнкси или авторов перформансов и хеппенингов, например Марины Абрамович. Тиражная графика знакома человечеству со времен Возрождения, но полноценным видом искусства стала примерно со времен Дюрера, который создавал уже самостоятельные тиражные композиции, а не репродукции своих работ. Следующим заметным этапом стала популяризация шелкографии в XX веке и в целом изменение отношения к тиражным вещам. Ответственным за это можно считать Уорхола и его арт-студию «Фабрика», где сразу печаталось столько вариантов каждого изображения в разных цветовых решениях, что исчезло само понятие оригинала. Каждый лист имел самостоятельную ценность — так бес