«…яже прозвася грамота Словеньская»
«Если же спросишь славянских книжников, кто вам письмена создал или книги перевел, то все знают и, отвечая, говорят: святой Константин Философ, названный Кириллом, он и письмена создал, и книги перевел, и Мефодий, брат его. Ведь еще живы те, кто их видели. И если спросишь, в какое время, то знают и скажут, что во времена Михаила, цесаря греческого, и Бориса, князя болгарского, и Ростислава, князя моравского, и Коцела, князя блатенского, в лето от сотворения всего мира 6363-е».
Великое событие, о котором пишет в трактате «О письменах» древнеболгарский книжник Черноризец Храбр, без свидетельств которого не обойтись, обращаясь к истокам славянской письменности, свершилось в 863 году.
Создание ее происходило в сложных условиях церковно-политической борьбы двух древнейших христианских центров – православной Византии с ее греческой культурой и католического Рима, наследовавшего латинские традиции. Азбуке славян приходилось пробивать себе дорогу, преодолевая сопротивление и тех, кто считал ее излишней, призывая довольствоваться греческим алфавитом, и нападки «триязычников», утверждавших, что служить Богу можно только на трех языках – еврейском, греческом и латинском.
Моравская просветительская миссия постоянно подвергалась преследованиям со стороны латино-немецкого духовенства, опиравшегося на поддержку Ватикана и покровительство нового моравского князя Святополка. Особенно жестокими гонения стали после смерти Кирилла в 869 году, а в 885 году и Мефодия. С осени 885 года письмом папы римского Стефана литургия на «варварском» языке была запрещена, а учеников славянских первоучителей предписывалось отлучить от церкви за «ересь». Их бросали в темницы, истязали и убивали, оставшихся в живых священников изгоняли из княжества или продавали в рабство, церкви разоряли, а славянские книги и рукописи сжигали на кострищах. Превратились в пепел и драгоценные листки с первыми славянскими буквами, выведенными рукой святого Кирилла. Неизвестно даже название, которым он именовал свое детище. Неизвестно и то, какая из двух древних славянских азбук была сложена в Великой Моравии – кириллица, увековечившая имя великого просветителя, или глаголица, получившая название от церковно-славянского слова «глагол» – «слово».