Наскальное искусство каменного века

Знание – силаHikoya

Когда буква была бизоном

Татьяна Соловьева

Знаменитый бизон, изображенный кроманьонцем на своде пещеры Альтамира в Испании. Эпоха верхнего палеолита

Молчат гробницы, мумии и кости
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь письмена.
Иван Бунин

Люди рано, еще в доисторические времена, почувствовали необходимость запечатлевать в памяти те или иные события, передавать во времени ту или иную информацию и стали придумывать, как бы половчее это сделать. Как мы теперь знаем, дело закончилось изобретением букв. Но прежде чем человеческой рукой был выведен первый письменный знак, средством «письменного» общения между людьми были наскальные рисунки, в которые наши прапредки вкладывали то, что хотелось бы рассказать друг другу, или забредшему в их пещеру иноплеменцу, или детям своих детей.

Открытие наскальной живописи – потрясающего по объему и информативности пласта ранней человеческой истории, произошло, как это обычно и бывает, случайно. К нему привело увлечение археологией испанского юриста Марселино Санса де Саутуола из Кантабрии. К концу 1870‑х годов у любителя древностей собралась уже довольно приличная коллекция первобытных орудий труда, когда в поисках новых артефактов Саутуола решил отправиться в пещеру Альтамира, о которой ему как-то рассказывал местный охотник. Вместе с отцом в этой увлекательной прогулке участвовала его девятилетняя дочь Мария. Собственно, именно она первой и увидела зубров, нарисованных на потолке и стенах пещеры черной, коричневой и красной красками.

Саутуола доложил о находке на доисторическом конгрессе, проходившем в 1880 году в Лиссабоне, высказав предположение, что рисунки, найденные в пещере Альтамира, относятся к эпохе верхнего палеолита, но его… высмеяли и обвинили в подделке. Сама мысль о том, что в детстве человечества могли быть созданы столь совершенные произведения искусства, ученому сообществу XIX века казалась нелепой. Лишь в следующем – ХХ столетии – более тщательные исследования пещеры доказали, что картины Альтамиры действительно созданы древними художниками (вдуматься только!) более 20 тысяч лет назад. Выдающийся французский археолог Эмиль Картальяк, который прежде не скупился на острую критику Саутуолы, письменно признал ошибку в журнале «L’Anthropologie», и выразил испанскому археологу-любителю свое восхищение. Увы, запоздалое. Марселино Санса де Саутуолы к этому времени уже не было в живых – он умер 2 июня 1888 года, в возрасте пятидесяти шести лет. Одной из причин смерти стала душевная травма – честный человек не смог перенести клеймо обманщика.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

«Красный» чай в «Бирюзовой чайхане» «Красный» чай в «Бирюзовой чайхане»

Ташкентец Ширяевец стал проводником поэта Есенина в мир Туркестана

Знание – сила
Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания Авианосцы постройки Великобритании и Франции. Часть 1. Великобритания

Королева Элизабет и её свита

Наука и техника
Две стороны «Честного знака» Две стороны «Честного знака»

Производители и инициаторы «Честного знака» не сходятся в оценке работы системы

Агроинвестор
Наука в фантастике: эпизоды истории Наука в фантастике: эпизоды истории

Достоверные чудеса прогресса

Наука и жизнь
Мириам, сестра пророка Моисея Мириам, сестра пророка Моисея

Удивительная, неординарная личность, чья судьба неотделима от подвигов братьев

Знание – сила
Сначала было слово Сначала было слово

Художник, который сделал автографы на стенах чем-то большим

Вокруг света
А мы идем на Север! А мы идем на Север!

Почему растет спрос на северные экспедиции и зачем вообще туда едут люди

Y Magazine
Заповедник: остров в море цивилизации Заповедник: остров в море цивилизации

Какую роль научная работа играет в жизни заповедников

Наука и жизнь
Режим «не беспокоить» Режим «не беспокоить»

Как наблюдать за водными животными, не мешая и не тревожа их?

Y Magazine
Два против четырех Два против четырех

Двигатели авиалайнеров и дебаты об их количестве

Наука и техника
Хищное чудо из Ориноко Хищное чудо из Ориноко

Необычная экзотическая внешность и любовь аквариумистов – черепаха мата-мата

Знание – сила
Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится» Сергей Горшков: «Снимать дикую природу за деньги не получится»

«Именно камчатские медведи разожгли во мне искру страсти к съемке дикой природы»

Y Magazine
Математика в аграрной практике Математика в аграрной практике

Как разработать стратегию цепочек поставок в АПК

Агроинвестор
Долететь до горизонта Долететь до горизонта

Иногда кажется, будто быстроходные яхты летят между поверхностью воды и небом

Y Magazine
Что такое разум? Что такое разум?

Как разум связан с интеллектом и преобразованием среды?

Наука и техника
Индийская космическая программа Индийская космическая программа

Планы, которые строит Индийская организация космических исследований ISRO

Наука и техника
Великий космополит эвриптерус Великий космополит эвриптерус

Эвриптерус – серафим Силурийского моря

Наука и техника
«Будущее как на ладони» «Будущее как на ладони»

«Эта вывеска привлекла мое внимание своей наглостью...» – рассказ Игоря Харичева

Знание – сила
То самое чувство моря То самое чувство моря

Элегантная яхта с корпусом из стали и надстройкой из легкого сплава

Y Magazine
В поисках равновесной посадки В поисках равновесной посадки

Приборы, отвечающий за живучесть аварийного корабля

Наука и техника
Новые рубежи российского агроэкспорта Новые рубежи российского агроэкспорта

Стоимостной объем отгруженного за рубеж продовольствия превысит $45 млрд

Агроинвестор
Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку Иван Антонович Ефремов и его вклад в мировую науку

Иван Ефремов оставался признанным классиком жанра и при жизни, и после смерти

Наука и техника
Боевые измерения Боевые измерения

Строится орбитальная инфракрасная сеть для обнаружения гиперзвуковых целей

Наука
От авторства до монополии От авторства до монополии

Как лучше защищать свои творческие и инновационные достижения

Наука и техника
Дом Cердца Дом Cердца

Как старое здание в колониальном стиле превратить в пространство для творчества

Seasons of life
Герой нашего времени Герой нашего времени

M-Hero в сугробах Кольского полуострова

Автопилот
Бить или не бить Бить или не бить

Эксперимент, поставленный на аукционных торгах

Автопилот
Врач, который всегда был не согласен с коллегами Врач, который всегда был не согласен с коллегами

Макс фон Петтенкофер — основатель первого в Европе Института гигиены в Мюнхене

Знание – сила
Много шума — и ничего Много шума — и ничего

Антирейтинг — топ-7 наиболее значимых технологических провалов нашего времени

РБК
Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2 Искусство оживлять: история палеоарта. Часть 2

Период палеоарта динозавров ознаменовался чередой ярких художников и открытий

Наука и техника
Открыть в приложении