Две стороны «Честного знака»
Производители и инициаторы проекта не сходятся в оценке работы системы маркировки
Уже в течение нескольких лет на российском рынке поэтапно вводится обязательная маркировка отдельных видов продовольствия. И все это время производители продукции и инициаторы проекта спорят о необходимости введения еще одного инструмента контроля. Главная цель «Честного знака» — борьба с контрафактом: сокращение его доли будет обелять рынок и давать больше места на нем для добросовестных производителей. Среди главных минусов системы участники рынка выделяют дополнительные затраты и технические сбои.
Маркировка всех потребительских товаров — «Честный знак» — вводится в России с 2019 года. Пока из продовольствия обязательной маркировке подлежат молоко и молочная продукция, пиво, слабо- и безалкогольные напитки, упакованная вода. 15 апреля прошлого года стартовал эксперимент по вводу системы на рынке икры осетровых и лососевых рыб. Этап обязательной маркировки для этих видов продукции начнется с 1 апреля 2024-го. Затем под маркировку будут подпадать все товары рыбной категории. В ноябре Минпромторг также подготовил проект постановления о проведении добровольного эксперимента по маркировке консервов. Как сообщал источник «Известий», близкий к правительству, планируется, что эксперимент затронет консервацию продуктов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод, а также отдельных видов бакалейной продукции (в их числе чипсы, сухарики, начос, соусы).
«Причина введения маркировки в этих товарных группах очень проста — рост нелегального рынка, — прокомментировал «Агроинвестору» представитель ЦРПТ. — Например, каждый пятый в стране безалкогольный напиток — контрафакт». Чтобы защитить потребителя и восстановить здоровую конкуренцию на рынках, и вводится маркировка.