Математика в аграрной практике
Как разработать стратегию цепочек поставок в АПК
Конкуренция за сырьевые рынки, планирование производственных мощностей, доставка товара до клиентов внутри страны и за ее пределами: по уровню сложности планирование цепочек поставок в агропромышленном комплексе похоже на многопользовательскую компьютерную стратегию. Но если в игре у пользователя есть возможность охватить взглядом всю карту, то стратегическое планирование в АПК остается сегментированным: отдельно планируются закупки, отдельно ведется работа с клиентами. Как технологии могут дать аграриям верхнеуровневый взгляд на бизнес, расскажет автор этой статьи.
Стратегическое планирование определяет вектор развития компании, приоритизацию целей и распределение ресурсов для их достижения. В цепочках поставок оно задает оптимальную конфигурацию инфраструктуры и товаропотоков с наименьшими логистическими затратами на горизонте трех-семи лет. Главная задача, которую решает эффективная цепочка поставок, — повышение конкурентоспособности предприятия на рынке.
Гибкость стратегии обеспечивается ее пересмотром, обычно раз в год. Ключевыми факторами коррекции являются оценка уровня рисков, заложенных в стратегии, а также соответствие стратегического планирования внешней среде, в которой работает бизнес, внутренним возможностям компании. При анализе внешней среды оцениваются предложение сырья и спрос на производимую продукцию, актуальные возможности рынка (например, появилось новое экспортное направление), конкуренты и их инфраструктура (например, конкурент построил МЭЗ). Внутренние возможности подразумевают объем продукции, который может обеспечить предприятие, исходя из производственных мощностей, а также собственная инфраструктура (например, появились новые объекты или были законсервированы старые). Оценка всех этих факторов позволяет проверить согласованность стратегии с требованиями среды, ее осуществимость и целесообразность.