Аральская описательная экспедиция А. И. Бутакова и ее штатный художник
Из уроков литературы и истории многие, наверное, помнят, что великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко жестоко пострадал за участие в Кирилло-Мефодиевском обществе и злую сатиру на высочайших особ: императора и императрицу. Если верить слухам, именно упоминание Александры Федоровны стало для поэта роковым. Николай I только посмеялся, когда читал о себе, но побагровел, добравшись до строк, посвященных супруге. Возможно, это – всего лишь романтическая легенда, но, как бы то ни было, приговор поэту гласил: «Художника Шевченко за сочинение возмутительных и в высшей степени дерзких стихов, как одаренного крепким телосложением, определить рядовым в Оренбургский отдельный корпус с правом выслуги, поручив начальству иметь строжайшее наблюдение, дабы от него ни под каким видом не могло выходить возмутительных и пасквильных сочинений». Притом император был настолько разгневан, что добавил к официальному приговору собственноручную приписку: «Под строжайший надзор и с запрещением писать и рисовать».
Об этом периоде жизни Шевченко (1847–1857) очень мало пишут и говорят, как будто ничего сколько-нибудь достойного упоминания с ним тогда не происходило. Просто пустой кошмарный сон, который остается только забыть. Но это совершенно не так. Конечно, период солдатчины был для поэта далеко не самым счастливым, но весьма ярким, интересным и плодотворным. «В продолжение этих десяти лет я видел даром то, что не всякому и за деньги удастся видеть», – писал он в своем дневнике. Правда, тут же добавлял: «Но как я смотрел на все это? Как арестант смотрит из тюремного решетчатого окна на веселый свадебный поезд».