Музей Соломона Гуггенхайма
За свою долгую жизнь Фрэнк Ллойд Райт спроектировал и построил сотни домов, но всего один музей. Соломон Роберт Гуггенхайм обратился к архитектору в 1943 году, когда в его распоряжении была уже весьма обширная коллекция нефигуративного искусства, переставшая помещаться в отведенном под нее помещении. Здание нового музея в Нью-Йорке должно было стать столь же нетривиальным, как и экспозиция: Гуггенхайм хотел, чтобы Райт построил ему ни много ни мало “святилище духа”. На воплощение этой идеи ушло пятнадцать лет; заказчик не дожил до открытия десять лет, а архитектор — всего несколько месяцев, так что успел вдоволь наслушаться критики.
Снаружи музей выглядит как спираль, напоминающая ракушку улитки, и резко контрастирует с куда более традиционной застройкой Среднего Манхэттена — архитектор хвастливо обещал, что на фоне придуманного им здания соседний Метрополитен-музей будет выглядеть как амбар. Райт хотел сделать фасад из мрамора, а внутри покрасить все в красный цвет, но обе задумки воплотить не удалось. Но и того, что было сделано, хватило, чтобы музей любили и ненавидели с одинаковой страстью.
Райт не только придал зданию необычную форму, но и предложил совершенно новый способ организации музейного пространства. Посетители должны были приезжать на лифте на верхний этаж и спускаться вниз по пандусу — архитектор считал, что это напоминает экспозицию работ в мастерской художника. Но сами художники были от этого не в восторге, некоторые даже отказались там выставляться, считая, что интерьер отвлекает внимание публики от экспозиции. Музей, строившийся как вместилище передового искусства, оскорбил своим видом создателей этого самого искусства. И явно опередил свое время: в наши дни необычные музейные здания тоже удивляют, но только приятно.