Две твердыни
Дымы отечества с патриотичной продукцией из Ульяновска
Всегда удивлялся: почему Patriot, а не, скажем, «Патриотъ». БУдто это американский зенитный ракетный комплекс, а не до слез русская по сути своей машина? Но не стоит придираться к словам. В конце концов «патриками» у нас называют и патриаршие пруды, где тусуется космополитичная в большинстве своем богатая молодежь, и те самые знаменитые вездеходы из Ульяновска.
День был у музея выходной, и потому на большой парковке возле крепости не было ни единой машины, и только наш УАЗ Patriot шлифовал задними колесами лед. Пришлось остановиться, повернуть вправо до упора шайбу на центральном тоннеле и подержать, чтобы включился не только полный привод, но и пониженная передача. Только после этого внедорожник кое-как дополз до места, где ему была назначена фотосессия. Двое охранников, только что расчистивших этот каток, наблюдали за автородео, опершись на лопаты. Наверное, точно так же какие-нибудь псы-рыцари могли смотреть, опершись на копья, как перед ними гарцует на жеребце русский витязь. Еще по дороге к Копорью от Санкт-Петербурга мы слушали подкаст про крепость. Да-да, в медиасистеме автомобиля есть Bluetooth – как написали бы сто лет назад в советской газете: «Электричество дотянулось до самых дальних уголков нашей необъятной страны!» Так вот, как сообщил один из экскурсоводов Копорского музея, сначала тут был замок Ливонского ордена, и только потом, когда наши врагов прогнали, на этом месте была возведена каменная крепость.
Пробоина Шереметева
Собственно, ее не могло здесь не быть. Редкий для этих мест скальный выход на поверхность с относительно плоской верхушкой значительной площади. С одной стороны выкопан ров, с другой оборонительная преграда естественная: высоченный крутой склон в овраг, по дну которого течет речка. Если верить летописям, была она когда-то судоходной и по ней можно было выйти в Финский залив, до которого отсюда 12 километров.