Что читать о войне: пять неочевидных книг и два блокадных дневника
В преддверии праздника Победы мы попросили Марину Соломонову порекомендовать нам неожиданные или неочевидные книги о войне — для взрослых и детей. Она намеренно выбрала разные тексты — документальные, серьезные и игровые, — которые точно расширят читательские горизонты.
Неожиданные книги для взрослых о войне
Евреи, которые дерутся — не «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино, но почти. Полудокументальный, полухудожественный текст о почти забытой истории, о трех еврейских боевитых братьях с ружьями, которые и сами спаслись, и спасли почти 1200 человек в белорусских лесах. Фильм тоже есть — «Вызов» Эдварда Цвика, братьев играют не абы кто, а Дэниел Крейг, Лео Шрайбер и Джейми Белл.
Потрясающий писатель, у которого хочется читать всё. Генрих Бёлль родился в Кёльне в 1917 году, писать начал уже в школе, подрабатывал в книжном магазине, поступил в университет на филфак, но ничего не поделаешь — в 1939 году весь из себя книжный мальчик был, как и все, призван в немецкую армию и прошел Францию, Украину, Крым. В конце войны попал в плен к американцам. После плена вернулся в родной Кёльн, продолжил учебу и писать — и стал одним из самых значительных, пронзительных, искренних немецких авторов. В 1972 году получил Нобелевскую премию. Хоть Нобелевская премия — отнюдь не знак качества, Бёлль — это совсем не скучно. Это хороший язык, это воображение, это манеры, это достоинство, это печаль и мягкий юмор. Можно сказать, Ремарк для знатоков.
Запредельный экшн в блокадном Ленинграде от продюсера «Игры престолов». Эта книга вас выбесит, если вы, скажем так, старомодны. И доставит массу удовольствия, если вы хорошо владеете материалом, но при этом не чураетесь достижений современной сторителлинг-культуры: игр и сериалов. С одной стороны, развесная клюква на тему всего русского: рефлексирующий юный сын репрессированного еврея-поэта, разбитной сбежавший в самоволку чтоб ну-это-самое со знакомой балериной молодой русский супермен, шикарная холодная юная женщина-снайпер, сытые партийные военные, людоеды на всех углах, дом увеселения на границе города для немцев с русскими девочками, запредельный изобретательный садизм и неожиданные смерти так полюбившихся персонажей – всё, за что потом так полюбят Дэвида Бениоффа фанаты «Игры престолов». С другой стороны, вся география города, мифы и маршруты рассказаны автору не абы кем, а дедушкой и бабушкой, русскими эмигрантами, в юности пережившими блокаду. Да, такие вот корни у «Игры престолов».