С самолета на самокат
Как сервис Whoosh научился зарабатывать миллиарды на кикшеринге и чем ему грозит кризис.
Перед четырехэтажным кирпичным офисным зданием в одном из центральных районов Москвы стоят в ряд 20 желто-оранжевых электросамокатов. Есть они и внутри здания — на первом этаже у лестницы, в опенспейсах. Сотрудники увлеченно обсуждают, как «научить» их анализировать стиль вождения пользователей.
В этом здании находится офис российского сервиса кикшеринга (от англ. kick scooter — «самокат» и sharing — «совместное потребление») Whoosh. Парковка заполнена самокатами. Сотрудники добирались на них до работы, объясняет сооснователь Whoosh, бывший топ-менеджер S7 Дмитрий Чуйко. За четыре года он вместе с партнерами сумел превратить электросамокаты в новый вид транспорта, привлечь миллиарды инвестиций и сделать кикшеринг прибыльным бизнесом.
Что помогло Whoosh стать одним из лидеров российского рынка кикшеринга, как на его бизнесе сказались попытки властей регулировать движение электросамокатов и каким основатели видят будущее в условиях кризиса?
Дмитрий Чуйко говорит, что в бизнесе Whoosh, часть которого связана со сборкой деталей для самокатов, ему помогает техническое образование. Он получил профессию инженера-технолога в Новосибирском техническом университете и первое время работал конструктором — создавал гусеничный вездеход для труднодоступных мест на севере. Работа была интересной, вспоминает Чуйко. «Но зарплаты, которую мне платили, хватало на проезд и две пачки гречки», — говорит он. Чтобы зарабатывать «нормальные деньги», Чуйко устроился менеджером по продажам в авиакомпанию S7 и задержался там на 15 лет. Сначала продавал турагентам софт для бронирования авиабилетов S7, затем возглавил направление всей интернет-коммерции авиакомпании и перебрался в Москву. В 2012 году направление выделилось в отдельную компанию — S7 Travel Retail. Чуйко стал ее гендиректором, а к 2017 году дорос до вице-президента по инновациям всей группы S7.