В шампани с пропиской
Гамма ароматов, вкусов и стилистических решений в сегодняшнем шампанском шире, чем когда бы то ни было
Мода на малотиражные релизы, происходящие с точно очерченных участков виноградника, наконец захватила Шампань — регион, в котором позиции «больших марок» и процветающих винных негоциантов до самого последнего времени казались незыблемыми. Считается, что традиция ассамбляжа — смешивания вин с нескольких виноградников — родилась вместе с самим шампанским. По крайней мере именно этим искусством соединения вин, происходящих с нескольких крю, прославился легендарный создатель первых игристых вин Шампани Дом Периньон.
Однако широкую известность под своим региональным названием шампанское получило сравнительно недавно — во второй половине XIX века. Напомним, что небезызвестная вдова Клико в 1814 году отправляла в Петербург не «просто шампанское», а вино с точной пропиской: «Вино Бузи 1811, года кометы». Да и для Пушкина «благословенное вино» было родом из едва различимого на карте населенного пункта Аи.
Путь становления Шампани как бренда был связан с развитием негоциантских домов, которым даже не столько ради чистого искусства, как Периньону, но ради обеспечения растущей потребности рынка надо было закупать и смешивать виноград из разных шампанских коммун. Бизнес наиболее успешных домов Шампани укрупнялся, и историческая провинция прирастала виноградниками.
Нынешняя Шампань довольно обширна. В настоящее время на ее территории более 30 000 га занимают виноградники (для сравнения: во всем Крыму их сейчас не более 20 000 га). Чтобы сориентировать потребителей, Шампань разделили на четыре зоны, различные по строению почвы, особенностям микроклимата и сортовому составу виноградников. Ближайшая к столице Шампани — Реймсская гора, Montagne de Reims, с достаточно глубоким залеганием меловых отложений и преобладанием сорта «пино нуар» на виноградниках. Расположенный чуть южнее Белый берег, Cote des Blancs, где мела в почве, как правило, больше и он залегает не так глубоко, известен как территория белого сорта «шардоне». От места максимального сближения двух перечисленных зон на запад уходит третья — долина Марны, Vallee de la Marne, где получил распространение сорт «менье». И, наконец, еще южнее, к юго-востоку от Труа, древней столицы Шампани, между рекой Об и верхней частью долины Сены, находится зона Об, l’Aube, где мел в почве сменяется мергелем и где наиболее комфортно чувствует себя «пино нуар».