Философский камень, или немного sapientia ex cupro
Термин «философский камень», или Lapis Рhilosophorum, пришёл к нам из времён, когда химия как наука ещё не сформировалась. Существовали лишь практические знания, связанные с приготовлением лекарств, ядов, красок и т. д. В средневековье многие врачи и алхимики были поглощены поисками секретов вечной жизни, вечной молодости и источника бесконечного обогащения. Однако постепенно начали зарождаться истинно научные подходы к поиску знаний. Одним из символов такого «фазового перехода» стал опубликованный в 1661 году труд «Скептичный химик» ирландского натурфилософа Роберта Бойля. Главная идея произведения состоит в отрицании учения Аристотеля о «четырёх элементах» и толковании атомистического учения. В более позднее время британский физик и математик Клерк Максвелл говорил следующее: «Большой шаг вперёд был сделан в науке тогда, когда люди убедились, что для понимания природы вещей они должны начать не с вопроса о том, хороша ли вещь или плоха, вредна или полезна, но с вопроса о том, какого она рода и сколь много её имеется».
В современной химии, казалось бы, царит прагматический подход и нет места новым философским камням. Тем не менее идеи вечной жизни, молодости и излечения от всех болезней не умерли. Ведь мы продолжаем искать лекарства от страшных болезней: разнообразных видов рака, СПИДа и т. д. Мы также пытаемся любой ценой продлить свою жизнь, стать богаче и счастливее. И если «голубые мечты» человечества относятся скорее к полю деятельности психологов, то лечение болезней всё же ближе к химии.