Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной
Несмотря на жёсткие запреты со стороны церковных властей, в Европе распространился гелиоцентризм Коперника и выросла убеждённость, что небесные тела населены разумными существами, в чём-то похожими на людей, но в чём-то принципиально отличающимися. Прогрессивные мыслители не могли игнорировать изменения в общественном мировосприятии и предприняли попытку увязать изложенное в Библии с новейшими представлениями о космосе. И сразу возник вопрос: какое место во Вселенной с точки зрения богословия отведено инопланетянам? Впервые те, кто создавал науку о чужих — ксенологию, — начали обсуждать мораль и нравственность гипотетических «братьев по разуму».
Продолжение. Начало см. «Наука и жизнь» №№ 1, 2, 2023 г.
III. Миры воображаемые
«Удивления достойной тайность»
В XVII веке передовые научные идеи об устройстве мира проникли в Россию. В 1657 году иеромонах Епифаний Славинецкий перевёл на новомосковский извод церковнославянского языка книгу голландского картографа Яна Блау, сегодня известную как «Космография» (Theatrum orbis terrarum, Sive Atlas Novus; in quo tabulae et descriptiones omnium Regionum), в издании 1645 года. Перевод не был растиражирован, однако вводная часть первого тома в виде небольшого самостоятельного трактата под названием «Зерцало всея вселенныя или атлас новый, в нём же начертания всея вселенныя и описания всех частей ея издана суть» попала в различные сборники. Переводчик вслед за автором вкратце излагал основы геоцентрической и гелиоцентрической теорий: «Прежде лет близ ста в мир паки произведе Николай Коперник, инне изящнейшии вси математики подражают: солнце (аки душу мира и управителя вселенныя, от него же земля и все планеты светлость свою приемлют) полагает посреде мира недвижиму». Выбор в пользу одной из двух теорий предоставлялся учёным, «искусным в вещех небесных», однако симпатии автора были явно на стороне гелиоцентризма, и это видно по многозначительному указанию, что взгляды Коперника принимают все лучшие математики Европы.