О пользе интересной жизни
Мы не любим скучать. Скучный фильм мы выключим, скучную книгу отложим, со скучным человеком просто не будем общаться. Ну а если приходится скучать в транспорте или ожидая где-нибудь своей очереди, мы стараемся занять себя чем-нибудь интересным: интересной книгой, интересным видео в интернете или интересным разговором с кем-нибудь.
Мы не любим скучать и правильно делаем: чем интереснее мозгу жить, тем лучше он работает. Кто-то знает это по собственному опыту, а кроме того, есть довольно много экспериментальных исследований с животными. Конечно, у животных не спросишь, насколько им скучно или интересно. Но тут и спрашивать не надо: представим себе крысу или мышь в пустой клетке, где нет ничего, кроме еды и воды. И представим ту же крысу или мышь в клетке, где есть игрушки, какой-нибудь трёхэтажный лабиринт, по которому можно бегать, где есть, наконец, другие крысы или мыши, с которыми можно общаться.
О том, что интересная жизнь улучшает грызунам память и что они начинают лучше учиться новому, стало известно ещё в 60-е годы прошлого века. С тех пор было поставлено множество нейробиологических и поведенческих экспериментов с похожими результатами. Выяснилось, что у грызунов, живущих в монотонной, неинтересной обстановке, повышается вероятность того, что их мозг будет созревать с аномалиями и хуже восстанавливаться после повреждений. Опыты с мышами, генетически предрасположенными к болезни Альцгеймера*, говорят о том, что интересная жизнь позволяет затормозить и смягчить симптомы болезни. Что именно происходит при этом на уровне нейронов? Известно, что когнитивные способности зависят от пластичности мозга, то есть от его способности перестраивать нейронные цепи. Все психические процессы поддерживаются нейронными импульсами, которые бегут по соединённым нервным клеткам из одного нервного центра в другой. Межнейронные контакты называются синапсами. Формирование синапсов — а значит, и нейронных цепей — отчасти зависит от генов, отчасти от ощущений, впечатлений, переживаний, которые поступают в мозг и которые он неустанно обрабатывает. Чтобы эффективнее решить какую-то задачу, бывает необходимо установить новые межнейронные контакты, и тогда на нейронных отростках под названием дендриты появятся выросты, которые соединятся с отростком-аксоном другого нейрона. Аксоны передают информацию, дендриты — принимают; у нейрона, чьи дендриты создали новый контакт, формируется новый информ