«Общество так называемых людей мне противно»
150 лет назад, в сентябре 1871 года, выдающийся русский антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай высадился на острове Папуа — Новая Гвинея. Началась главная часть его жизни — ученого, чиновника и авантюриста.
Игрою судьбы Николай Миклухо-Маклай оказался создателем и героем двух кровнородственных мифов. Первый — российский «демократический», подхваченный и развитый в советские времена: борец с расизмом и защитник угнетенных народов. Если перевести это на современный язык, получим второй, актуальный миф: Маклай призвал белого человека сложить с себя бремя, проповедовал словом и делом многообразие культур и косвенно заложил основы политкорректности.
Но насколько реальный Миклухо-Маклай соответствовал мифологическому персонажу, этому «нигилисту-гуманисту-демократу», олицетворявшему в России представление о прогрессе?
Нарушитель правил
Начнем с краткого жизнеописания.
Родился Николай Николаевич 5 июля 1846 года в селе Рождественском Новгородской губернии, в семье потомственного дворянина. Отец, Николай Ильич, был военным инженером. Мать, Екатерина Семеновна, урожденная Беккер,— полька по национальности, водила знакомства в околореволюционных кругах, в частности, дружила с друзьями Герцена. В 1863 году Миклухо-Маклай стал вольнослушателем физико-математического факультета Петербургского университета, где проучился меньше года — был исключен без права поступления в другие русские университеты за то, что «неоднократно нарушал во время нахождения в здании университета правила, установленные для этих лиц». Тем фактически и закончился российский период жизни Н. Н. Миклухо-Маклая (было ему тогда 18 лет). В дальнейшем этот русский ученый более чем на год в Россию не приезжал.