Одна из худших машин в мире: история автомобиля Yugo
«Юго — это ненадолго» — шутят белградские автомобилисты. Однако знаменитая в свое время малолитражка, которая официально включена в список 50 худших автомобилей в мировой истории, на деле старше многих своих владельцев. И ездит себе
Экономическая модель Югославии была специфической: государство почти не стимулировало экономику, рыночные отношения почти не затрагивали оплату труда, при этом производства на местах обладали относительной свободой.
В итоге в каждой из республик, составлявших когда-то единую страну, мог быть собственный автомобильный завод и не один. Югославия была социалистической республикой, но выпускала автомобили «капиталистических» брендов — и Volkswagen, и Renault. Причем даже в бедных регионах, например в Боснии и Герцеговине собирали культового «Жука».
Еще в 1947 году в словенском Мариборе открыли завод ТАМ (Tovarna Avtomobilov in Motorjev). К 1970-му на заводе начали выпускать грузовые автомобили собственной конструкции. Некоторые из них были полноприводными и могли преодолевать броды метровой глубины. Когда Югославия прекратила свое существование, грузовики ТАМ еще немало повоевали в ходе конфликтов на территории бывшей Республики. Кроме того, в Мариборе собирали и автобусы ТАМ, многие из которых эксплуатировались в СССР.
Сердцем же «легковой» промышленности Югославии стал город Крагуевац, что в 138 километрах от Белграда. Здесь, на территории бывшей военной базы, был основан завод под названием «Црвена застава» («Красное знамя»).
Сначала большая часть активов нового предприятия принадлежала итальянской компании Fiat, и один из первых автомобилей, Zastava 750, был, по сути, копией модели Fiat 600. Югославский вариант культовой малолитражной машинки местные ласково прозвали «Фичо».