Евгений Лапшин: Три горизонта инноваций: как не проспать технологическую революцию
Человечество пережило несколько технологических прорывов. Паровой двигатель, электричество, компьютеры — все эти инновации задавали новые правила игры на рынке и отсеивали тех, кто не мог по ним играть. Как не примкнуть к отстающим во время очередного прорыва? Ответ на этот вопрос дал РБК Pro генеральный директор MOL Russ Евгений Лапшин
Мы стоим на пороге четвертой промышленной революции и технологической сингулярности: новые технологии появляются чуть ли не ежедневно, а те из них, что 10–20 лет назад считались вершиной прогресса, сегодня безнадежно устарели. В таких условиях руководитель любой компании должен прежде всего думать о том, как создать и внедрить инновации, причем на трех горизонтах развития — краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном.
В этой статье я расскажу о том, как поддерживать готовность своей компании к появлению прорывных инноваций на каждом из горизонтов, и дам конкретные советы по поводу того, где искать свежие идеи.
Краткосрочная перспектива: что стоит сделать прямо сейчас
Начнем с простого: у вас есть понимание, что вашей компании нужны инновационные решения, и вы хотите получить представление об уже доступных технологиях. Есть несколько источников, позволяющих эффективно отслеживать краткосрочные тренды.
Выставки и отраслевые конференции. Речь идет о мероприятиях из вашей сферы деятельности, а также о мероприятиях общеэкономического и управленческого характера — например, для меня это прежде всего выставки «Нефтегаз» и «Российская энергетическая неделя». Основное преимущество выставок состоит в том, что их участники демонстрируют передовые решения, которые появились совсем недавно, но уже готовы к внедрению или будут готовы в самое ближайшее время. Поэтому рекомендую внимательно следить за расписанием подходящих вам мероприятий. Составить его можно, к примеру, с помощью выставочного портала Total Expo.
Отчеты аналитиков. Крупные консалтинговые компании уделяют максимальное внимание инновациям и их влиянию на рынки, технологические сферы, разные виды бизнеса. Бóльшая часть аналитики закрыта и предназначена лишь для непосредственных заказчиков. Если у вас пока нет желания или возможности заказать анализ для себя, то хотя бы посмотрите публичные отчеты. Рекомендую обратить внимание на McKinsey. Компания регулярно публикует глобальные исследования вроде «Инновации в России — неисчерпаемый источник роста».
Профильные СМИ. Изданий, которые фокусируются на инновациях, более чем достаточно. Среди зарубежных отмечу NBC News или TechXplore. Регулярно пролистывая профильную прессу, вы сможете поддерживать общее представление об индустрии инноваций в периоды между выставками и уже будете знать, чему стоит уделить особое внимание. Этих источников вполне достаточно, чтобы держать руку на пульсе событий, происходящих прямо сейчас.
Среднесрочная перспектива: отслеживаем передовые идеи
Если вы хотите отслеживать не просто готовые разработки, а идеи, которые могут дать стимул для развития инноваций в вашей компании, обратите внимание на патентные заявки.
Понятие «среднесрочная перспектива» напрямую зависит от отрасли: в ИT от патента до внедрения может пройти буквально год-два — например, в Microsoft анонсировали свой Surface Duo всего спустя год после регистрации патента «складное устройство с двумя экранами». А в нефтегазовой сфере и энергетике с момента патентной заявки до появления первых образцов может пройти 10–15 лет. Это нужно учитывать.
Практика показывает, что многие инновации, изобретатели которых получают патенты сегодня, будут реализованы через 5–10 лет. Если вы узнаете об этих инновациях сейчас, то получите время на подготовку к их внедрению и одними из первых сможете получить выгоду. Прежде всего рекомендую анализировать заявки ведомства по патентам и товарным знакам США и европейского патентного офиса. В них поступает больше всего интересных идей. Кроме того, уделите внимание данным патентных ведомств Японии и Китая: Азия сейчас считается вторым научно-техническим полюсом мира.
Особо отмечу, что у разных компаний может быть разный подход к инновационной деятельности. Одни стремятся внедрять собственные разработки, другие используют существующие идеи, третьи дожидаются появления готовых решений и умело их адаптируют (особенно хорошо эта модель прослеживается на примере китайских предприятий). Все три подхода имеют право на существование, но информированность о мировых трендах на ближайшие 5–10 лет в любом случае серьезный козырь.
Долгосрочная перспектива: выстраиваем инновационное мышление
И наконец, переходим к наиболее глобальному горизонту, определяющему всю методологию работы с инновациями в конкретной компании. Все сводится к очень простой мысли: для того чтобы получать эффект от использования инновационных технологий и процессов на протяжении всего времени существования бизнеса, необходимо стремиться к изменениям.
В любом успешном предприятии рано или поздно наступает момент стабильности и процветания. Бизнес-процессы отлажены, показатели радуют, все идет прекрасно. В этот момент у всех сотрудников, начиная от специалистов на местах и заканчивая топ-менеджерами, невольно начинает формироваться консервативная парадигма мышления: если все в порядке, зачем что-то менять?
Проблема в том, что мир вокруг нас меняется непрерывно. Оставаясь на месте, компания постепенно отстает от актуальной реальности — привычные бизнес-процессы, которые еще вчера вели ее к процветанию, начинают тянуть на дно. Страх перед новым и подсознательное стремление уцепиться за привычное положение вещей не позволяют двигаться дальше.
Опираясь на свой опыт, могу сказать, что для успеха в долгосрочной перспективе важнее всего создать соответствующую корпоративную культуру:
- отказаться от слепой привязанности к шаблонам;
- выработать привычку рассматривать творческие решения, в том числе рискованные;
- честно давать себе оценку текущего положения дел, не приукрашивая действительность.
Компаниям нужно постоянно искать новые, более оптимальные решения — даже тогда, когда все идет хорошо. Особенно тогда, когда все идет хорошо.
Евгений Лапшин, гендиректор MOL Russ (российское подразделение международного нефтегазового холдинга MOL Group), автор концепции инновационного ситуативного менеджмента, эксперт в стратегическом и финансовом планировании, проектном управлении, антикризисном управлении, создании эффективных управленческих команд и трансформации корпоративной культуры.
Фото: из личного архива