Почему игра Star Citizen рискует не добраться до финального релиза?

РБКBiznes

Космический долгострой

Культовый геймдизайнер Крис Робертс собрал у пользователей $200 млн на разработку игры Star Citizen. Почему вместе с бюджетом проекта растут и опасения, что он не доберется до финального релиза?

Текст Павел Карасев

Крупнобюджетные видеоигры, как правило, разрабатывают студии-гиганты, способные потянуть бюджет в сотни миллионов долларов. Но встречаются исключения. Пожалуй, самое яркое из них — детище команды геймдизайнера Криса Робертса Star Citizen. Игра, которая финансируется посредством краудфандинга, привлекла уже $200 млн. Однако вместе с деньгами в адрес 50-летнего Робертса сыплются и претензии: дедлайн релиза не раз срывался, и Star Citizen, помимо статуса крупнейшего независимого проекта, обзавелся репутацией главного долгостроя отрасли, рискующего не добраться до прилавков.

1980–1990-е годы

Крис Робертс еще подростком увлекся разработкой видеоигр. В 1984-м он устроился в студию Origin Systems, под крылом которой выпустил свой первый хит — симулятор космических кораблей Wing Commander. В 1996-м дизайнер основал компанию Digital Anvil. С инвестициями помогла Electronic Arts (ранее EA поглотила Origin Systems), с издательскими компетенциями — Microsoft. Но ни одного релиза студия так и не выпустила. Сказался чересчур амбициозный характер Робертса, не желавшего идти на компромиссы с партнерами-корпорациями. В итоге Digital Anvil стала частью Microsoft, а ее основатель вновь ушел в независимое плавание.

2000–2010-е годы

Робертс еще в конце 1990-х спродюсировал провалившуюся в прокате экранизацию Wing Commander, но не утратил интереса к кино и в 2003-м основал студию Ascendant Pictures. Компании удалось стать значимым игроком в нише независимого кино: среди проектов — «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина» и другие фильмы. В 2010-м бизнес Робертса вновь был поглощен — студией Big Foot Entertainment.

2011 год

Робертс стал сооснователем студии Cloud Imperium Games и начал разработку новой игры на движке от Crytek. Дизайнер вдохновлялся примером Minecraft: «Думал, соберем денег, привлечем инвесторов и доберемся до альфа-версии [игры]». СМИ анонсировали его камбэк в геймдев как «возвращение гения из ссылки».

2012 год

Star Citizen был представлен как идейный наследник Wing Commander. Робертс обещал реалистичную графику, мультиплеер и проработанную игровую вселенную. $500 тыс. студия решила привлечь через краудфандинг. Спустя месяц собрали $6,2 млн — это был рекорд для игр. Робертс рассчитывал использовать ажиотаж как аргумент для инвесторов, но позднее решил отказаться от их помощи — поток пожертвований не иссякал. Игру предполагалось выпустить в 2014-м.

2013 год

Состоялся релиз одного из модулей игры. Его получили щедрые жертвователи, «накопившие» на космический корабль. Штат Cloud Imperium разросся до 100 сотрудников в пяти студиях в США и Европе. Возникли проблемы с коммуникацией: один из подрядчиков жаловался Kotaku, что потерял год работы, совершенствуя устаревшую демоверсию. Это не влияло на динамику сборов: летом Star Citizen с $15 млн побил рекорд всех краудфандинговых проектов, а к концу года сумма достигла $35 млн.

2014 год

Пользователи получили доступ еще к двум модулям игры и смогли наконец испытать корабли в открытом космосе. Одновременно стало понятно, что полноценный релиз откладывается. СМИ со ссылкой на источники писали, что у Cloud Imperium закончились деньги. К декабрю бюджет проекта вырос до $65 млн.

2015 год

Игроки получили возможность совершать квантовые скачки и еще ряд действий, а в озвучку персонажей рекрутировали звезд Голливуда — Гарри Олдмана, Марка Хэмилла и Джиллиан Андерсон. Но полноценный релиз был вновь отложен. Напряжение достигло пика в июле. Геймдизайнер Дерек Смарт обвинил разработчиков Star Citizen в неспособности справиться с обязательствами по качеству. В ответ Cloud Imperium вернула Смарту $250 и удалила его аккаунт. Тот от денег отказался, но призвал пользователей выразить недоверие команде Робертса. Протест получился слабым: средства потребовали вернуть всего около тысячи пользователей (из 1,5 млн жертвователей). В сентябре серию расследований о Star Citizen опубликовал портал The Escapist: деньги у Cloud Imperium якобы действительно были на исходе, а менеджмент — в тупике. Студия информацию опровергла. Но масла в огонь подлил Forbes: по утверждению журнала, у компании на счетах осталось $8 млн. Формально к концу года Star Citizen привлек $90 млн.

2016 год

В игру был добавлен модуль в формате мультиплеер-шутера от первого лица. Сменился движок — на Amazon Lumberyard. Однопользовательская кампания была вновь перенесена. «Хотим все сделать правильно», — отбивался от критиков Робертс. Пользователи верили: к декабрю объем пожертвований достиг $138 млн.

2017 год

С годовым опозданием вышла версия 3.0. Появились система симуляции планет и функция отображения мимики. Параллельно началось судебное разбирательство с разработчиком бывшего движка — Crytek. Компания утверждала, что Cloud Imperium нарушила ряд договоренностей. Бюджет проекта разросся более чем до $170 млн. Новым его источником стала распродажа земли в игре.

2018 год

В Star Citizen появился VIP-набор стоимостью около $35 тыс., включающий все корабли и дополнительные материалы. Расширилась внутриигровая экономика, добавлены новые миссии и локации. Cloud Imperium пыталась заработать даже на трансляции ежегодной конференции — от идеи отказались из-за обструкции со стороны пользователей. Также аудиторию возмутили отказ от лимита внутриигровой валюты (это дало преимущество состоятельным, а не умелым игрокам) и сокращение срока для возврата пожертвований с 12 месяцев до 14 дней. Несмотря на вал претензий, Робертс и команда перешагнули планку в $200 млн пожертвований в ноябре. Игру поддержали уже более 2 млн пользователей. Дата финального релиза до сих пор не назначена.

Фото: Star Citizen

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Губернатор Забайкалья — о перспективах края в сотрудничестве с Китаем Губернатор Забайкалья — о перспективах края в сотрудничестве с Китаем

За последние пять лет ВРП Забайкалья, по данным Росстата, увеличился в 1,7 раза

РБК
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
В одной лодке В одной лодке

Что нужно, чтобы начать заниматься академической греблей?

Y Magazine
Путеводные звезды Путеводные звезды

Тайны «галактики» «Мишлен», родившейся более ста лет назад во Франции

Вокруг света
А из нашего окна А из нашего окна

Дизайнер Дамьен Ланглуа-Меринн оформил квартиру в Париже

AD
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Туристические летчики Туристические летчики

За счет чего чартерная авиакомпания Royal Flight увеличила выручку в 4 раза

РБК
Еще одна компания на «А» Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

Forbes
Торг уместен Торг уместен

Как образуются космические цены на произведения современного искусства

Вокруг света
Журнальный мир Журнальный мир

Главные редакторы трех бумажных журналов – о листе бумаги, как о начале пути

Seasons of life
Взлет «Бристоля» Взлет «Бристоля»

Почему алкогольная сеть «Бристоль» растет в среднем на 114% в год

РБК
Белые и пушистые Белые и пушистые

Неземные создания: кошки породы турецкий ван

Вокруг света
Империя «Эркафарм» Империя «Эркафарм»

Как небольшой дистрибьютор стал одним из лидеров фармацевтической розницы

РБК
Голубая мечта Голубая мечта

Архитектор и дизайнер Штефан Рир с детства мечтал поселиться в амбаре

AD
На пике славы На пике славы

Когда-то покорение Эвереста было высшим достижением альпиниста

Вокруг света
Хорошее время зима Хорошее время зима

Как прожить время до Рождества без суеты и марафона по магазинам и утренникам

Seasons of life
Победитель Google Победитель Google

Зачем вьетнамцам собственный браузер и поисковик?

Forbes
Хранить бережно Хранить бережно

В этом доме берегут письма, записные книжки, фотографии любимых людей

Seasons of life
Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу» Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу»

Как «Яндекс» купил компанию «Партия еды»

РБК
Гербариум Гербариум

Что может быть естественнее для художника, чем домашняя галерея?

Seasons of life
В деньгах счастье В деньгах счастье

Для греков нет ничего более стабильного, чем василопита

Вокруг света
Интуиция Интуиция

Иллюстраторы о том, что для них скетчбук и с чего стоит начинать новичку

Seasons of life
Королева бурлеска Королева бурлеска

Дизайнер Шанталь Томасс считает, что всем женщинам очень идет розовый цвет

AD
Общество спасения книги Общество спасения книги

Когда‑то Стас Гайворонский спасал книги из мусорных баков

Seasons of life
Семь раз проверь Семь раз проверь

Чтобы распознать подделку, специалистам достаточно взглянуть на нее семь раз

Вокруг света
Сердце города: 7 впечатляющих площадей Сердце города: 7 впечатляющих площадей

Главная площадь города — это место встречи разных эпох и их ценностей

Вокруг света
Энциклопедия Энциклопедия

Руководитель печатной мастерской знает о печати все и знаниями делится

Seasons of life
Номиналы Номиналы

Почему бизнес зицпредседателей в России сокращается, но не исчезает

РБК
И блеск, и шум, и говор балов И блеск, и шум, и говор балов

Дизайнер Алла Катанович оформила квартиру с видом на Петропавловскую крепость

AD
Внутренняя кухня Внутренняя кухня

Два бывших директора ресторанов McDonald’s в Крыму открыли свою сеть

Forbes
Открыть в приложении