Почему игра Star Citizen рискует не добраться до финального релиза?

РБКBiznes

Космический долгострой

Культовый геймдизайнер Крис Робертс собрал у пользователей $200 млн на разработку игры Star Citizen. Почему вместе с бюджетом проекта растут и опасения, что он не доберется до финального релиза?

Текст Павел Карасев

Крупнобюджетные видеоигры, как правило, разрабатывают студии-гиганты, способные потянуть бюджет в сотни миллионов долларов. Но встречаются исключения. Пожалуй, самое яркое из них — детище команды геймдизайнера Криса Робертса Star Citizen. Игра, которая финансируется посредством краудфандинга, привлекла уже $200 млн. Однако вместе с деньгами в адрес 50-летнего Робертса сыплются и претензии: дедлайн релиза не раз срывался, и Star Citizen, помимо статуса крупнейшего независимого проекта, обзавелся репутацией главного долгостроя отрасли, рискующего не добраться до прилавков.

1980–1990-е годы

Крис Робертс еще подростком увлекся разработкой видеоигр. В 1984-м он устроился в студию Origin Systems, под крылом которой выпустил свой первый хит — симулятор космических кораблей Wing Commander. В 1996-м дизайнер основал компанию Digital Anvil. С инвестициями помогла Electronic Arts (ранее EA поглотила Origin Systems), с издательскими компетенциями — Microsoft. Но ни одного релиза студия так и не выпустила. Сказался чересчур амбициозный характер Робертса, не желавшего идти на компромиссы с партнерами-корпорациями. В итоге Digital Anvil стала частью Microsoft, а ее основатель вновь ушел в независимое плавание.

2000–2010-е годы

Робертс еще в конце 1990-х спродюсировал провалившуюся в прокате экранизацию Wing Commander, но не утратил интереса к кино и в 2003-м основал студию Ascendant Pictures. Компании удалось стать значимым игроком в нише независимого кино: среди проектов — «Оружейный барон», «Счастливое число Слевина» и другие фильмы. В 2010-м бизнес Робертса вновь был поглощен — студией Big Foot Entertainment.

2011 год

Робертс стал сооснователем студии Cloud Imperium Games и начал разработку новой игры на движке от Crytek. Дизайнер вдохновлялся примером Minecraft: «Думал, соберем денег, привлечем инвесторов и доберемся до альфа-версии [игры]». СМИ анонсировали его камбэк в геймдев как «возвращение гения из ссылки».

2012 год

Star Citizen был представлен как идейный наследник Wing Commander. Робертс обещал реалистичную графику, мультиплеер и проработанную игровую вселенную. $500 тыс. студия решила привлечь через краудфандинг. Спустя месяц собрали $6,2 млн — это был рекорд для игр. Робертс рассчитывал использовать ажиотаж как аргумент для инвесторов, но позднее решил отказаться от их помощи — поток пожертвований не иссякал. Игру предполагалось выпустить в 2014-м.

2013 год

Состоялся релиз одного из модулей игры. Его получили щедрые жертвователи, «накопившие» на космический корабль. Штат Cloud Imperium разросся до 100 сотрудников в пяти студиях в США и Европе. Возникли проблемы с коммуникацией: один из подрядчиков жаловался Kotaku, что потерял год работы, совершенствуя устаревшую демоверсию. Это не влияло на динамику сборов: летом Star Citizen с $15 млн побил рекорд всех краудфандинговых проектов, а к концу года сумма достигла $35 млн.

2014 год

Пользователи получили доступ еще к двум модулям игры и смогли наконец испытать корабли в открытом космосе. Одновременно стало понятно, что полноценный релиз откладывается. СМИ со ссылкой на источники писали, что у Cloud Imperium закончились деньги. К декабрю бюджет проекта вырос до $65 млн.

2015 год

Игроки получили возможность совершать квантовые скачки и еще ряд действий, а в озвучку персонажей рекрутировали звезд Голливуда — Гарри Олдмана, Марка Хэмилла и Джиллиан Андерсон. Но полноценный релиз был вновь отложен. Напряжение достигло пика в июле. Геймдизайнер Дерек Смарт обвинил разработчиков Star Citizen в неспособности справиться с обязательствами по качеству. В ответ Cloud Imperium вернула Смарту $250 и удалила его аккаунт. Тот от денег отказался, но призвал пользователей выразить недоверие команде Робертса. Протест получился слабым: средства потребовали вернуть всего около тысячи пользователей (из 1,5 млн жертвователей). В сентябре серию расследований о Star Citizen опубликовал портал The Escapist: деньги у Cloud Imperium якобы действительно были на исходе, а менеджмент — в тупике. Студия информацию опровергла. Но масла в огонь подлил Forbes: по утверждению журнала, у компании на счетах осталось $8 млн. Формально к концу года Star Citizen привлек $90 млн.

2016 год

В игру был добавлен модуль в формате мультиплеер-шутера от первого лица. Сменился движок — на Amazon Lumberyard. Однопользовательская кампания была вновь перенесена. «Хотим все сделать правильно», — отбивался от критиков Робертс. Пользователи верили: к декабрю объем пожертвований достиг $138 млн.

2017 год

С годовым опозданием вышла версия 3.0. Появились система симуляции планет и функция отображения мимики. Параллельно началось судебное разбирательство с разработчиком бывшего движка — Crytek. Компания утверждала, что Cloud Imperium нарушила ряд договоренностей. Бюджет проекта разросся более чем до $170 млн. Новым его источником стала распродажа земли в игре.

2018 год

В Star Citizen появился VIP-набор стоимостью около $35 тыс., включающий все корабли и дополнительные материалы. Расширилась внутриигровая экономика, добавлены новые миссии и локации. Cloud Imperium пыталась заработать даже на трансляции ежегодной конференции — от идеи отказались из-за обструкции со стороны пользователей. Также аудиторию возмутили отказ от лимита внутриигровой валюты (это дало преимущество состоятельным, а не умелым игрокам) и сокращение срока для возврата пожертвований с 12 месяцев до 14 дней. Несмотря на вал претензий, Робертс и команда перешагнули планку в $200 млн пожертвований в ноябре. Игру поддержали уже более 2 млн пользователей. Дата финального релиза до сих пор не назначена.

Фото: Star Citizen

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Мастера превращений Мастера превращений

Фантастическое преображение, способное сделать гусеницу прекрасной бабочкой

Вокруг света
Большая мечта Большая мечта

Сможет ли Mundfish сделать игру Atomic Heart глобальной франшизой

РБК
Крепкий орешек Крепкий орешек

«Вокруг света» отправился по следам Щелкунчика в Германию

Вокруг света
«Киллеры госзаказа» «Киллеры госзаказа»

Как устроен бизнес профессиональных жалобщиков в сфере госзакупок

РБК
Внимание на дорогу Внимание на дорогу

Построить современные трассы и в разы снизить число жертв ДТП

РБК
Из рук в руки Из рук в руки

15 лет российского футбола в историях пяти клубов

Forbes
Быстрее, легче, полезнее Быстрее, легче, полезнее

Крупа на здоровье. Главные из модных трендов в питании

РБК
Профессия — стример Профессия — стример

Профессия — стример. Как зарабатывать на трансляциях игр

РБК
Жажда альтернативы Жажда альтернативы

«Сады Придонья» первыми запустили массовое производство растительного молока

Forbes
Эра Fortnite Эра Fortnite

Эра Fortnite. В чем феномен «королевской битвы» от Epic Games

РБК
Святые угодники Святые угодники

Старейшая школа Санта-Клаусов в мире — в американском штате Мичиган

Вокруг света
Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу» Как петербургский стартап «Партия еды» вырос и продался «Яндексу»

Как «Яндекс» купил компанию «Партия еды»

РБК
«Лучшие из доступных мировых технологий в строительстве мы локализуем в России» «Лучшие из доступных мировых технологий в строительстве мы локализуем в России»

Как можно решить проблему постоянного ремонта дорог и аварийных мостов в России

РБК
Замечания по адресу Замечания по адресу

Какую роль играет адрес в жизни человека, здания или учреждения

Forbes
Путеводные звезды Путеводные звезды

Тайны «галактики» «Мишлен», родившейся более ста лет назад во Франции

Вокруг света
Игра в пенсии Игра в пенсии

Кто придумал пенсионную реформу и как ее проводили

Forbes
Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

Как одесский инженер придумал портативную печь для офисных обедов

РБК
Недопустимый TON Недопустимый TON

Криптовалютный проект Павла Дурова был высоко оценен инвесторами

Forbes
5 дорожных инноваций 5 дорожных инноваций

Бетон вместо асфальта. 5 дорожных инноваций

РБК
Энциклопедия Энциклопедия

Руководитель печатной мастерской знает о печати все и знаниями делится

Seasons of life
Интуиция Интуиция

Иллюстраторы о том, что для них скетчбук и с чего стоит начинать новичку

Seasons of life
В деньгах счастье В деньгах счастье

Для греков нет ничего более стабильного, чем василопита

Вокруг света
Общество спасения книги Общество спасения книги

Когда‑то Стас Гайворонский спасал книги из мусорных баков

Seasons of life
Еще одна компания на «А» Еще одна компания на «А»

Airbnb перестраивает свой бизнес, руководствуясь опытом Amazon

Forbes
Хранить бережно Хранить бережно

В этом доме берегут письма, записные книжки, фотографии любимых людей

Seasons of life
Казус Ванеева Казус Ванеева

Как основатель «Евродона» потерял бизнес, который строил 15 лет

РБК
Бессмертие в портфеле Бессмертие в портфеле

Миллиардеры инвестируют в продление жизни

Forbes
Тайны семьи Мюлье Тайны семьи Мюлье

Как устроен бизнес французского торгового гиганта Auchan

Forbes
Первый в лиге Первый в лиге

Как Энди Дин создал одну из самых успешных киберспортивных команд в мире

Forbes
Открыть в приложении