«Мы объединили усилия в сфере цифровой экономики и «Индустрии 4.0»
О том, как удается развивать сотрудничество российского и немецкого бизнеса в условиях санкций и непростых международных отношений, РБК+ рассказал председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты Маттиас Шепп.
— С момента введения санкций в отношении России прошло три года. Как изменились российско-германские деловые отношения за это время?
— В России сейчас действуют 4965 немецких компаний. Вопреки слабому экономическому росту и «ледниковому периоду» в политических отношениях России и Запада немецкие компании по-прежнему активно инвестируют в Россию. По данным Бундесбанка, только за прошлый год общая сумма инвестиций составила более €1,6 млрд. И это заслуга немецких фирм на российском рынке. Так, компания Volkswagen за три года вложила дополнительно полмиллиарда евро в производство в России. BMW заявила о намерении строить завод в Калининграде, а Mercedes-Benz планирует запустить в 2019 году производство автомобилей в Подмосковье.
— Вы назвали производителей с мировыми именами. Насколько интересен российский рынок малому и среднему бизнесу, который составляет костяк германской экономики?
— За последний год здесь открыли производство, например, производитель контрольно-измерительных приборов Wika Mera, изготовитель отопительного оборудования Kermi и производитель лекарственных препаратов Bionorica.
— Что привлекает немецких инвесторов сейчас, в весьма непростых условиях?
— Мы видим, что немецкий бизнес привлекают три фактора. Во-первых, это подешевевший рубль — вести экономическую деятельность в России стало практически вполовину дешевле. Второй фактор — улучшение бизнес-климата. В докладе Doing Business, ежегодном исследовании Всемирного банка, Россия поднялась до 35-го места, хотя еще в 2011 году она занимала 124-ю позицию. Третий фактор — это политика импортозамещения.
— Каким образом вашим компаниям удается извлекать пользу из политики импортозамещения?
— Германский бизнес является чемпионом мира по экспорту, а в России он удерживает первое место по локализации производства. На этом направлении мы приветствуем все стимулы, которые предлагаются как на федеральном уровне, так и в регионах. В то же время мы отрицательно относимся к протекционизму. Российско-Германская внешнеторговая палата (ВТП) выступает за то, чтобы к немецкому и западному бизнесу с производством в России относились так же, как к российским компаниям.
— Для России сейчас актуальна задача цифровой трансформации экономики. Что ВТП предпринимает для сотрудничества в этом направлении?
— Совместно с нашими партнерами, РСПП и Восточным комитетом германской экономики, мы запустили германо-российскую инициативу по цифровизации экономики — GRID. Мы объединили усилия коммерческого и государственного секторов в сфере цифровой экономики и «Индустрии 4.0». С немецкой стороны основателями и ядром GRID являются компании Siemens и SAP. С российской стороны в GRID вошли «Ростелеком», фонд «Сколково» и компания «Цифра». Мы надеемся, что наша инициатива ускорит трансформацию российской экономики и увеличит конкурентные преимущества немецкой и российской продукции за счет обмена профессиональным опытом. За цифровой экономикой — будущее.
— Что еще вы бы поставили в заслугу своей команде за те два года, что вы руководите Российско-Германской внешнеторговой палатой?
— Нам удалось оказать влияние на некоторые законодательные процессы. Так, 1 января 2018 года в России вступил в силу закон о совершенствовании системы профобразования. Теперь расходы компаний, связанных с профессиональным образованием, можно вычитать из налогов. Именно это требование мы выдвигали в течение многих лет вместе с нашими российскими партнерами. Кроме того, мы основали Комитет по цифровой экономике с тремя рабочими группами: по стартапам, информационной безопасности, а также электронной коммерции и маркетингу. Добавлю также, что количество членов ВТП в последнее время вновь стало расти.
Фото: пресс-служба