Наталья Дудина: «Важным остается навык позитивного мышления»
Сколько раз в течение жизни надо менять профессию, как помочь сотрудникам освоить новые навыки и какие из них понадобятся в ближайшем будущем, рассказала старший вице-президент Сбера Наталья Дудина
Меньше рутины и больше самореализации
РБК: В последнее время многие аналитики говорят о новом мире цифровой революции, о замещении людей роботами и автоматизации всего и вся. Когда, на ваш взгляд, наступит этот новый мир?
Н. Д.: Фактически он уже наступил. Эти прогнозы не о завтрашнем дне. Мы прямо сейчас живем в мире, о котором эксперты говорят как о будущем. Глобальная цифровая трансформация влияет на все аспекты жизни человека. Это хорошо ощущаешь, когда берешь в руки смартфон и управляешь сотнями сервисов не выходя из дома. При этом «черные лебеди», которых мы наблюдаем в последнее время, не замедляют процесс, а лишь ускоряют его.
Сбер уже применяет в работе технологии, которые звучат в прогнозах. Мы экспериментируем с беспилотными автомобилями, виртуальной и дополненной реальностью, роботизацией. Разрабатываем виртуальных помощников, например, наш продукт, которым мы гордимся, — HR-платформа «Пульс», а также элементы «умного» дома. Активно развиваем продукты на основе искусственного интеллекта, блокчейна и многих других технологий. И, соответственно, набираем в штат людей, не только обладающих соответствующими знаниями и компетенциями, но и способных разучиваться, быстро переучиваться и учиться новому.
РБК: Какие профессии будущего кажутся вам наиболее перспективными с точки зрения самореализации, творческих возможностей, эмоционального опыта?
Н. Д.: Большинство профессий будущего имеют кросс-функциональный характер. То есть человеку требуется экспертиза из различных направлений, например из биологии и инженерии, юриспруденции и блокчейна.
Постепенно сокращается объем рутинных ручных операций, которые легко автоматизировать или передать искусственному интеллекту. Напротив, объем нерутинных когнитивных аналитических операций постоянно растет. От человека все чаще требуется создавать креативные идеи и инновации, активно взаимодействовать с окружающими, проявлять предприимчивость и лидерство. Это способность видеть взаимосвязи, и в этом его основное конкурентное преимущество перед роботами. Все это расширяет возможности для самореализации профессионала.
РБК: Способны ли роботы заменить существенную часть рабочей силы?
Н. Д.: Уже сейчас ИИ способен управлять такими сложными процессами, как геологоразведка или выплавка металлов. Есть примеры предприятий, где вся цепочка производства или значительная ее часть работает без участия человека. В таких операциях, как сбор и обработка данных, поиск и получение информации, на роботов приходится больше рабочих часов, чем на человека. И доля роботов будет только расти.
Мы вполне допускаем, что в будущем роботы могут заменить людей там, где есть рутина и ручной труд. А человек сможет сосредоточиться на той деятельности, которая лучше раскрывает его способности, — творить, созидать, создавать инновации.
Пять профессий на человека и soft skills для всех
РБК: Скорость изменений на рынке труда нарастает, и людям приходится подстраиваться под них. Как часто человеку будущего потребуется менять профессию?
Н. Д.: Мы абсолютно убеждены в том, что будет нормой менять профессию несколько раз в течение жизни. Некоторые эксперты говорят, что современный человек уже сейчас может сменить пять профессий и более, что позволяет нарастить широкий кругозор и кросс-функциональную экспертизу.
Одни профессии постепенно вымываются под давлением цифровой трансформации бизнеса. Но следом почти всегда появляются другие. Нередко они требуют от работника знаний и навыков более высокого порядка. И даже если сама профессия остается актуальной, требования к специалистам периодически обновляются. Это делает непрерывное обучение одним из необходимых условий успеха.
РБК: Часто человеку сложно спрогнозировать, какие именно знания и навыки ему понадобятся в будущем. Как сориентироваться в такой ситуации?
Н. Д.: В 2021 году Сбер и Вышка разработали «Атлас профессий будущего». Это удобный интерактивный навигатор, который познакомит с перечнем перспективных профессий, укажет на направление или профессию, подходящую конкретному пользователю, расскажет о навыках, которые будут требоваться от профессионалов будущего.
В целом профессии будущего предполагают особый фокус на развитии цифровых и мягких навыков. Hard skills всегда можно освоить, soft skills и digital skills нужны всегда, вне зависимости от специальности.
«СберУниверситет» непрерывно актуализирует линейку программ, направленных на развитие этих навыков. В обучающих решениях мы делаем акцент на практических кейсах на рабочем месте в проектных командах, большей доле мягких навыков в составе комплексных программ развития. Программы переобучения помогают сотрудникам освоить новые профессии или углубить свою экспертизу в текущем направлении профессий.
Из мягких навыков могу выделить эмпатию и эмоциональный интеллект. И помимо диджитал-профессий, безусловно, будут востребованы помогающие профессии — коуч, ментор, персональный консультант по развитию, психолог.
Симулятор для кандидатов и навыки для неайтишников
РБК: Как за последние несколько лет изменились ваши подходы к найму сотрудников первой линии, специалистов?
Н. Д.: Наем сотрудников поменялся с обеих сторон — как для работодателя, так и для кандидата. Сбер еще до трудоустройства стал показывать кандидату то, что ему предстоит делать на позиции. Для этого мы используем разные инструменты: симуляторы, welcome day, приглашаем в тематические комьюнити, на митапы и конференции, где рассказываем о работе в Сбере.
Если говорить об айтишниках, то за последние несколько лет подходы к подбору ИТ-специалистов существенно не поменялись. Для нас по-прежнему важно, чтобы знания и опыт кандидатов соответствовали требованиям бизнеса. Мы обращаем внимание на профессиональные компетенции, опыт промышленной разработки и наличие у кандидатов soft skills для успешной деятельности в команде.
РБК: Какими навыками должны обладать специалисты-неайтишники?
Н. Д.: Нужны навыки анализа и структурирования данных, формирования гипотез и выводов, умение использовать digital-инструменты в работе. Например, task-трекеры, инструменты визуализации и структурирования информации. Также понадобится знание методологии проектного и продуктового управления. И конечно, основ кибербезопасности.
Китайский вместо MBA и позитивное мышление
РБК: Появляются ли в Сбере новые профессии? Чем занимаются эти специалисты?
Н. Д.: За последний год набрала популярность профессия специалиста по разметке данных. Основная задача на этой позиции — помогать модели машинного обучения делать точные прогнозы и оценки.
Когда мы тестировали эту профессию, разметкой данных занимались желающие по несколько часов в день. Сейчас это полноценная вакансия, на которую мы ищем кандидатов как внутри, так и вне Сбера.
Появляются профили, сочетающие несколько компетенций. Например, DevSecOps, который объединил в себе функционал DevOps и Information Security. Становятся все популярнее специалисты по облачным технологиям, VR/AR/MR, GameDev. Спрос на них сохранится в ближайшие несколько лет.
РБК: Изменился ли портрет идеального топ-менеджера за последние пару лет? Раньше обязательным условием было МВА. Каким критериям должен соответствовать руководитель сейчас?
Н. Д.: Сейчас уже не так важен МВА или опыт работы в международных компаниях.
У многих бизнес-направлений фокус на сотрудничество с Востоком. Поэтому дополнительным плюсом будет знание любого восточного языка, знание и понимание других бизнес-культур, кросс-культурное взаимодействие.
Английский язык по-прежнему нужен, как и опыт в разных профессиональных направлениях. Также обращают внимание на готовность развиваться внутри страны и решать рабочие вопросы в офисе, а не в режиме онлайн.
Фото: пресс-служба