Сергей Безбородов: «Продолжим строить бизнес по собственным правилам»
«РБК Недвижимость» запускает новый сезон проекта «Монологи о бизнесе». В рамках проекта главы компаний рынка недвижимости рассказывают о становлении бизнеса и трендах, которые замечают. Предлагаем журнальную версию беседы с Сергеем Безбородовым, в которой он вспоминает о рождении компании Qtec и анализирует достижения девелопера за более чем 20-летнюю историю.
РБК: Как стартовал ваш бизнес?
С. Б.: Я строил корпоративную карьеру в крупной американской технологической компании Honeywell с филиалами в 90 странах, проработал там семь лет и ушел с позиции менеджера по России по автоматизации строительства и менеджера по Восточной Европе по сервисному бизнесу, достигнув карьерного потолка.
В компании планировалась большая сделка по поглощению ее компанией General Electric, но она была заблокирована европейским антимонопольным комитетом. В результате ушел целый пласт топовых управленцев, с которыми была связана моя деятельность. И с их уходом начались не очень здоровые процессы.
Я уперся в потолок, был слишком самостоятельный для этой системы. В 2002 году я и пятеро моих коллег решили уйти, чтобы создать мультибрендовую инжиниринговую компанию Qtec. Стартовали с того, что хорошо умели и чем занимались в Honeywell: разного рода системы автоматизации (вентиляция, кондиционирование, управление и пр.).
РБК: Что происходило на рынке элитной недвижимости 20 лет назад, когда вы только на него выходили?
С. Б.: Одним из наших крупных заказчиков стал Борис Кузинец из Rose Group — человек, создавший «Золотую милю» в Москве в том виде, какой мы знаем ее сейчас. Он задал принципиально другой уровень, строил дома, которые до сих пор остаются эталоном элитного жилья.
Команда Qteс была для него молодой, амбициозной компанией. У нас с ним уже был небольшой проект в Honeywell, и когда он строил очередной дом, мы предложили ему автоматизацию, договорились и получили один из первых контрактов. Но самое главное, что мы для него сделали, — это Property management. У нас был уникальный западный опыт построения сервисного обслуживания под ключ для таких брендов, как McDonald’s, IKEA и др. Для Бориса это был прекрасный альянс, и мы взяли в управление все его дома.
Жильцы в его домах часто были очень специфические, с особыми претензиями, а сервисный бизнес у застройщиков был фактически не развит. Кто-то из девелоперов занимал очень жесткую позицию и ультимативно не тратился на издержки эксплуатации, а Борис Кузинец, наоборот, был готов решать такие вопросы. Но сотрудники его собственной сервисной компании ментально были не готовы к такой работе.
РБК: Стоило ли вообще смешивать два бизнеса: автоматизацию зданий и facility-менеджмент?
С. Б.: Нам было интересно сделать прецедент, что-то сильно отличающееся от рынка.
Жильцы элитных квартир не были приучены платить за сервис, и самого рынка сервисных услуг не было как такового. Но мы поставили себе задачу создать на рынке управления эксклюзивным жильем безупречный сервис, на уровне обслуживания в пятизвездочных отелях.
Главной проблемой было то, что на этом рынке вообще не было адекватного ценообразования. Люди не готовы были за это платить. Олигархи, владевшие элитными квартирами, платили порядка $1 за 1 кв. м. Если вообще платили.
Рынок сам по себе только формировался, в нем были молодые и шальные деньги. А мы были молодыми идеалистами, нам была интересна реализация идеи, мы были открыты любым возможностям.
РБК: Спустя 20 лет вы, кажется, полагаетесь не только на интуицию, но и на понимание трендов. Вас не тревожит тренд на шеринг всего и вся, включая недвижимость? Быть может, жилье вскоре вовсе перестанут покупать в собственность, отдав предпочтение аренде?
С. Б.: Такой тренд, безусловно, существует. Тенденция пластмассового потребительства: все лишнее убрать, ни за что не отвечать. Однако я отдаю себе отчет в том, что люди могут заблуждаться, оценивая свои желания, а сами желания деформируются c возрастом. Молодежь сейчас очень прагматична в своих мечтах и, заявляя о намерении не делать культа из собственности, просто трезво оценивает свои возможности. Многие ли сейчас могут легко и просто приобрести качественную недвижимость? Нет. А остальные просто бравируют тем, что им «проще» такое жилье снимать. Свое жилье — это независимость, а человек с деньгами в любом случае будет склоняться к независимости.
РБК: Объясните про возможности рынка недвижимости в части инвестиционных объектов. Раньше вполне можно было заработать на перепродаже жилья за счет роста его цены. Сейчас, как признают сами девелоперы, таких инвесторов сильно убавилось.
С. Б.: На простой перепродаже объектов сейчас трудно заработать. Да, в сознании людей живет мысль, что недвижимость — это надежно и она растет. Но в нашей стране она никогда не росла в долларах; в длинную, стратегически я вижу, что пока доллар переигрывает недвижимость.
На мой взгляд, для инвестиций надо выбирать такие сегменты недвижимости, которые отвечают разным задачам, мультифакторные: подходят в качестве вложений, образуют наследие, работают на статус, а статус, в свою очередь, работает на человека и его капитализацию. Мне кажется, такая формула понятнее, чем арифметически вкладывать деньги в элитку.
Более массово распространен арендный бизнес жилья. Хотя его доходность невысока, и в элитке, где стоимость отделки превышает стоимость аренды, это точно не метод надежного заработка, он скорее деклассирует объект. Если бы я хотел заниматься арендным бизнесом, я бы шел в другой сегмент, более-менее презентабельных однушек, и крутился на объемах.
РБК: Не было ли у вас соблазна на волне возросшего интереса к загородному рынку создать свой технологичный проект или даже серию домов?
С. Б.: Был. И мы его реализовали. У нас совместно с немецким архитектурным бюро Willen Associates Architekten разработан проект Qhouse — серия современных, технологически совершенных домов в трех моделях: S, M, L. В одной идеологии и философии, просто в разных размерах, но не проигрывающих по качеству, так как часто то, что меньше и экономичнее, пытаются делать плохо.
Нам хотелось сделать Qhouse унифицированным, выверенным, отточенным, отличающимся от обыденного, неординарным. Целый год мы с командой занимались разработкой, делали пилотные дома, потом сложился проект «Ильинские холмы», куда мы зашли как управляющая компания. За полгода из чистого поля показали поселок, там уже можно жить.
В этом проекте, как и в моем характере, много бескомпромиссности и по дизайну, и по решениям. Минималистичный дизайн, оптимальный баланс качества и затрат в нашем исполнении позволяют реализовать такой проект в бюджете в среднем от ₽50 млн.
РБК: Не помешает ли этому еще один заметный в мире тренд — на отказ от избыточного потребления? Люди осознанно отказываются от люксовых товаров и брендов и как потребители ведут себя гораздо скромнее.
С. Б.: Не думаю, что в России этот тренд будет иметь силу. У нас, с одной стороны, социум очень сильно давит на людей, и они продолжат совершать покупки, в том числе очень дорогие, именно из-за понимания, что так «принято» и «так надо», плюс есть поправка на сферу, где вещи определенного уровня — законы жанра. С другой стороны, понятно желание состоятельного человека окружить себя предметами, соответствующими его самоощущению. Его цель — качество, чувствовать свою принадлежность этому качеству.
РБК: Элитные вещи, на ваш взгляд, это ценник или ценность?
С.Б.: Важно не то, сколько это стоило, важно самоощущение. У одного оно может идти в сторону целостности, у другого — в сторону нигилизма.
Можно не быть зацикленным на материальных благах. Но зарабатываем мы, чтобы в первую очередь иметь свободу выбора, свободу бизнеса, свободу создания. Материальные блага должны быть гармоничны со всем этим.
Если есть возможность приобретать качественные вещи, то осознанный отказ от них для меня — это не эволюция, а скорее деформация личности. Но в среде состоятельных, успешных россиян таковых, я уверен, абсолютное меньшинство.
Сергей Безбородов, президент девелоперской и строительной компании Qtec, которая более 20 лет работает на рынке премиум-недвижимости. У Qtec богатый опыт реализации генеральных подрядов любой сложности, создания частных и корпоративных интерьеров, строительства элитных резиденций, коммерческой недвижимости, девелопмента загородных поселков.
Qtec (Кьютек), Honeywell (Хониуэлл), General Electric (Дженерал электрик), Rose Group (Роуз Групп), Property management (Проперти-менеджмент), facility (фасилити), Willen Associates Architekten (Виллен Ассошиэйтс Аркитектен), Qhouse (Кьюхаус)