Осень императора
Бег времени неумолим. «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное» – сказано в Книге Екклесиаста (Еккл. 3:1–2). Пришло время, и король, а потом и император Карл Великий, правивший франками сорок лет, состарился. Все в державе старого правителя стало рушиться.
Славное будущее теперь становилось славным прошлым, и это было неотвратимо. Все чаще мрачные мысли преследовали Карла Великого. Однажды он видел странный сон. Запись этого видения («Visio Caroli Magni») сохранилась.
Некий человек протянул императору меч, на лезвии которого были начертаны четыре слова: RAHT, RADOLEIBA, NASG и ENTI. Они с трудом поддаются толкованию, пусть и являются, похоже, зашифрованными немецкими словами, пишет австрийский филолог Штефан Мюллер в статье «Демонстрация письма между видением и веданием. К толкованию четырех мнимых немецких слов в "Visio Caroli Magni"» (S. Müller. «Die Präsenz der Schrift zwischen Vision und Wissen. Zur Deutbarkeit der vier scheinbar deutschen Wörter in der "Visio Caroli Magni"», 2000).
Несомненно, меч был символом императорской власти. Слово «RAHT», вероятно, указывало, что прежде империя Карла Великого пребывала в порядке и покое, все в ней было обустроено, все ладилось. Но временам суждено меняться. Скоро упадут урожаи, предвещая голод, и на это намекает слово «RADOLEIBA». Если Карл почти всегда побеждал в войне, то теперь придут поражения, о них сообщает слово «NASG». Самое мрачное из этих слов: «ENTI», оно сулит скончание (нем. «Ende») мира.
Так ему открылось, что держава, созданная его трудами, распадется, как ветхое жилище. Он укреплял все, что надлежало укрепить, он защищал все, что следовало защитить, и он побеждал всех, кого подобало победить. Теперь это время безвозвратно прошло.