Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта

РБКBiznes

Общественный и зеленый

Как тренд на экологичность скажется на развитии транспорта и его роли в мегаполисах мира

Автор: Михаил Аким, профессор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Авторы иллюстраций: Иван Звягин и Midjourney

За последние десять лет мировой транспортный сектор совершил гигантский скачок, связанный с технологическим прорывом в области электромобилей, искусственного интеллекта, цифровизации, передовых производственных процессов. Этот перелом оказался возможным благодаря огромным инвестициям, развитию зеленых технологий, в частности возобновляемых источников энергии.

Однако наряду с внедрением передовых прорывных технологий прослеживается и противоположная тенденция сохранения явно устаревших платформ, которые, тем не менее, находят своего потребителя в определенных сегментах. Наиболее показательный пример — УАЗ «Буханка», производимый в России без значительных изменений почти 65 лет. Или вазовская «Нива», цена на которую постоянно растет и которая находит свое применение в тех регионах, где нет современной инфраструктуры (дорожной, сервисной, заправочной), необходимой для использования передовых технологий.

Это крайне важный вопрос, потому что создание инфраструктуры для новых видов транспорта, особенно в малонаселенных и отстающих регионах, требует значительных инвестиций, очень материалозатратно и может быть неэкологичным. Строительство автомобильных и железных дорог, линий электропередач и другой инфраструктуры влечет вырубку лесов, потерю биоразнообразия, большой расход полезных ископаемых и выбросы парниковых газов.

Посмотрим, как новые технологии и забота об окружающей среде изменят личный и общественный транспорт, а также транспортную инфраструктуру и привычки горожан.

Экологически чистый транспорт

Согласно отчету Организации экономического сотрудничества и развития, к 2050 году в мире могут резко возрасти выбросы парниковых газов и твердых частиц. Более того, количество преждевременных смертей, связанных с загрязнением воздуха, может удвоиться, достигнув 3,6 млн в год. Большинство из этих случаев будут приходиться на Китай и Индию. Поэтому экологизация транспортной сферы станет вопросом общественного здравоохранения, а также частью глобальных усилий по борьбе с изменением климата.

Электромобили

Мировой рынок электромобилей в последние годы активно развивается и в будущем продолжит расти. В первом квартале 2023 года было продано более 2,3 млн электромобилей, что примерно на 25% больше, чем за тот же период 2022-го.

Кроме того, согласно оценкам Международного энергетического агентства, из-за распространения во всем мире электромобилей спрос на нефть в транспортной сфере начнет падать после 2026 года.

Электромобили станут более доступными. Уже сейчас в Китае средняя стоимость таких авто составляет около $35 тыс. Это ниже не только цены на традиционный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), но и стоимости электромобилей во всем мире. В Европе и США их средняя цена — $70 тыс.

Однако есть и сдерживающие факторы развития рынка электромобилей. Главным образом это стоимость сырья, которая растет с 2020 года. А в России это еще и таможенные ограничения, налоги и сборы, из-за которых цены на электромобили в стране на 50–100% выше, чем за рубежом.

Водородные двигатели

Примерно с 2028 года, по некоторым оценкам, начнет расти рынок автомобилей, использующих водород. Согласно исследованиям ведущих автопроизводителей, в 2018 году рынок автомобилей на топливных элементах оценивался в $651,9 млн и, как ожидается, достигнет $42,04 млрд к 2026 году. Топливный элемент — это устройство, преобразующее химическую энергию водорода в электроэнергию, которая приводит автомобиль в движение.

Рост водородного транспорта будет определяться двумя факторами. Во-первых, стоимостью и доступностью зеленого водорода, что будет зависеть от стоимости строительства объектов ВИЭ (возобновляемых источников энергии) и заправочной инфраструктуры. Во-вторых, автомобили на водороде конкурируют с электромобилями и при этом используют ряд схожих компонентов. Баланс рынка между водородными и электромобилями будет определяться также стоимостью материалов (лития, кобальта, никеля и т.д.), необходимых для производства батарей электромобилей.

Синтетическое топливо

Еще одной зеленой альтернативой представляется переход на синтетическое топливо для возможности сохранения части парка автомобилей с ДВС.

Производство синтетического топлива состоит из ряда этапов. Сначала при использовании возобновляемых источников энергии в процессе электролиза вода расщепляется на кислород и водород. Затем водород смешивают с углекислым газом для создания синтетического метанола, который можно перерабатывать в стандартный бензин или дизельное топливо. При производстве синтетического топлива также может использоваться CO2, уловленный из атмосферы, что повышает экологичность. Так же как и в случае с водородом, эффективность использования синтетического топлива будет определяться стоимостью возобновляемых источников энергии.

Автошеринг

Согласно оценкам один каршеринговый автомобиль может заменить в среднем 8–15 личных авто. Кроме того, по данным правительства Москвы, ежедневно порядка 250 тыс. личных автомобилей не используется именно благодаря каршерингу.

Поскольку каждый автомобиль — это источник негативного влияния на окружающую среду, то переход на каршеринг, особенно если автопарк будет состоять преимущественно из электромобилей, — это важный шаг к экологизации транспортной сферы. В ближайшие десятилетия в условиях урбанизации, удаленной работы, а также при резком повышении цен на автомобили, вероятно, каршеринг, а в дальнейшем беспилотные такси будут развиваться в крупных мегаполисах и городах-миллионниках.

Транспортная инфраструктура

Можно предположить, что инфраструктура завтрашнего дня будет построена на существующих транспортных сетях. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ), даже развитые страны, такие как Франция, Германия, Италия, Швеция, Испания, США и Великобритания, сталкиваются с проблемой деградации инфраструктуры, которая стареет и находится в аварийном состоянии.

В частности, серьезное беспокойство вызывает состояние дорог и мостов. Например, в США, согласно анализу, проведенному Американской ассоциацией строителей дорог и транспорта в 2020 году, около 231 тыс. мостов (это более трети) нуждается в ремонте или замене. Но, вместо того чтобы просто ремонтировать стареющую инфраструктуру, развитые страны должны модернизировать свои транспортные сети с учетом задач устойчивого развития, разрабатывая и внедряя технологии, которые в дальнейшем могут быть адаптированы развивающимися странами.

При этом, когда инфраструктура создается с нуля, существует возможность создания принципиально новой инфраструктуры. Примером тому является железнодорожная сеть Китая. Самая густонаселенная страна в мире (и это важно, так как именно плотность населения определяет объем рынка, необходимого для достижения окупаемости) создала с 2008 года крупнейшую в мире сеть высокоскоростных железных дорог протяженностью более 42 тыс. км (по состоянию на конец 2022 года). Причем половина из них была построена только за последние пять лет. Ожидается, что к 2035 году длина сети, которая связывает все основные мегаполисы страны, увеличится почти вдвое — до 70 тыс. км.

Благодаря максимальной скорости, которую могут развивать поезда (до 350 км/ч) и общей протяженности железнодорожной сети (155 тыс. км), междугородние перевозки принципиально изменились. Доля авто- и авиатранспорта сократилась, а экологическая, экономическая и демографическая ситуации значительно улучшились. Во многом это оказалось возможным благодаря совершенствованию технологий, изначально приобретенных от партнерства с ведущими мировыми вендорами (Bombardier, Alstom и Mitsubishi и др.), беспрецедентной борьбой против коррупции и мерами по сокращению затрат в данном секторе при поддержании высочайших требований безопасности. Например, строительство линии длиной 815 км Чжэнчжоу — Ваньчжоу стоимостью $13,5 млрд (то есть $16,5 млн за километр) было завершено менее чем за пять лет!

Городской транспорт

По данным ООН, к 2050 году 68% населения земного шара будет проживать в городах. Можно предположить, что многие люди откажутся от личного автомобиля в пользу муниципального транспорта. С одной стороны, развитие электронных средств коммуникации позволяет минимизировать количество поездок. Все больше людей работают удаленно и предпочитают онлайн-шопинг, дистанционно доступны большинство сервисов. С другой стороны, стоимость владения транспортом (приобретение, обслуживание, парковка и т.д.) растет. При этом снижается значимость автомобиля как показателя статуса и атрибута свободы передвижения. Растет поколение, которое формировалось под воздействием возможностей шеринг-экономики.

Кроме того, разрастание городов и увеличение плотности населения может привести к разрыву между богатыми и бедными и росту трущоб. В 2023 году в трущобах разных стран мира проживают около 1 млрд человек, к 2050 году эта цифра может увеличиться до 3 млрд. Такое расслоение, особенно в развивающихся странах, может влиять на рынок транспортных услуг, в частности на его доступность и безопасность. «Золотой миллиард» и растущий средний класс в быстроразвивающихся экономиках, вероятно, будет пользоваться благами совершенствующейся транспортной инфраструктуры, при этом беднеющее население, и в особенности жители трущоб, будут продолжать вести «оседлый» образ жизни.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Почему в тренде узкоспециализированные выставки Почему в тренде узкоспециализированные выставки

Есть ли перспективы у выставочной индустрии?

РБК
Долма Долма

Долма — часть нематериального культурного наследия ЮНЕСКО

Знание – сила
Слово редактора Слово редактора

На самом деле, нет более открытых миру людей, чем яхтсмены

Y Magazine
10 лунных городов 10 лунных городов

Фантастические проекты лунных поселений

Вокруг света
Карьера без барьеров Карьера без барьеров

Как цифровые гаджеты и ассистивные технологии дают работу людям с инвалидностью

РБК
Познавательное кино Познавательное кино

Что такое научпоп в кино? Зачем его снимают? Кто его смотрит?

Знание – сила
Желанное искусство каллипедии Желанное искусство каллипедии

Каллипедия — что это за искусство и как оно связано со сказками?

Знание – сила
Сохранить написанное Сохранить написанное

Что позволяет сохранить написанное для потомков?

Знание – сила
Аридизация как данность Аридизация как данность

Насколько опасна аридизация Центральной и Южной Европы?

Знание – сила
Титан на небесах и в морских глубинах Титан на небесах и в морских глубинах

Как открыли, изучали, добывали и использовали титан

Наука и техника
Найти Эльдорадо Найти Эльдорадо

Колумбия — одна из модных точек, притягивающих гастротуристов со всего мира

Вокруг света
Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее? Поэт-пророк, или Есть ли у России будущее?

Об одной идее Михаила Лермонтова

Знание – сила
Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро» Константин Маслаков: «Эволюция городов связана с развитием метро»

Метро остается одним из самых экологичных видов транспорта

РБК
Метаморфозы спутника Метаморфозы спутника

Как изменились представления о Селене со времен «Незнайки на Луне»

Вокруг света
Кофе как повод для технической революции Кофе как повод для технической революции

С чего началась история превращения плодов кофейного дерева в напиток

Знание – сила
Лунная гонка. История поражений и побед Лунная гонка. История поражений и побед

Самое время вспомнить основные вехи нелегкого пути изучения нашего спутника

Наука и техника
Александр Ведяхин: «ESG прошло стресс-тест» Александр Ведяхин: «ESG прошло стресс-тест»

ESG-повестка снова набирает обороты

РБК
Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф Премия, или Поражение победителей, испытавших триумф

Сто девяносто лет назад в Стокгольме родился Альфред Нобель

Знание – сила
МЦК. Новая жизнь старых путей МЦК. Новая жизнь старых путей

В XXI веке городской транспорт в Москве развивается необычайно высокими темпами

Наука и техника
Премия, которую не вспоминают Премия, которую не вспоминают

Как Юлиус Вагнер-Яурегг был признан за метод лечения прогрессивного паралича

Знание – сила
Классовые разногласия Классовые разногласия

Чем опасны моторы класса Евро-0 и долго ли их еще будут выпускать в России?

РБК
Возможны ли пилотируемые полеты к звездам? Возможны ли пилотируемые полеты к звездам?

«Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели…»

Знание – сила
Гиппо в Мзима Спрингс Гиппо в Мзима Спрингс

В зеленой толще водяные кони появляются, как тени, скользя над поверхностью дна

Знание – сила
Соевый соус: со вкусом умами и кокуми Соевый соус: со вкусом умами и кокуми

История соевого соуса и его множественных вариаций

Наука и жизнь
Алхимия жизни, или Главное о видообразовании Алхимия жизни, или Главное о видообразовании

Как образуются новые виды? Это один из центральных вопросов эволюционной теории

Знание – сила
Вопрос / ответ Вопрос / ответ

Что ели русские крестьяне, кто изобрел алфавит и другие вопросы и ответы

Вокруг света
Почему у коршуна острое зрение Почему у коршуна острое зрение

Какие же особенности глаза позволяют птицам так хорошо видеть?

Наука и жизнь
Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной Наука о чужих. Жизнь и разум во Вселенной

К концу XIX века мало кто сомневался, что ближайшие планеты населены

Наука и жизнь
Промышленным гигантам нужны ферменты Промышленным гигантам нужны ферменты

Ученые создали новую технологию получения ферментов для промышленности

Наука
Главное действующее лицо по-прежнему студент Главное действующее лицо по-прежнему студент

Как сохранить творческую атмосферу на факультете?

Знание – сила
Открыть в приложении