Война Алой и Белой розы: из истории термина
Король Генрих VI, правивший Англией в 1422—1461 годах, был добр, благочестив, хорошо образован, но слабоволен. А временами, как и его дед по матери, французский король Карл VI, впадал в безумие, отчего всю жизнь находился под чужим влиянием, в том числе и супруги Маргариты Анжуйской, женщины красивой, сильной, жесткой и готовой на все, лишь бы сохранить английскую корону для своего единственного сына Эдуарда Вестминстерского.
Беспокоиться, действительно, было о чем. Генрих VI, хотя и происходил из королевского дома Плантагенетов, правящего Англией с 1126 года, принадлежал, однако, к боковой его ветви – Ланкастерам. К тому же его дед Генрих IV захватил престол насильственно. Уже один этот факт делал сомнительной легитимность всей династии Ланкастеров, и, наоборот, укреплял вовсе небеспочвенные притязания на корону Йорков, которые по другой ветви также были Плантагенетами.
Оппозицию возглавил герцог Ричард Йоркский, потребовавший сначала регентства над психически нездоровым королем, а позже – и английскую корону. Вокруг него сложилась довольно мощная партия сторонников из родственников и влиятельных дворян, недовольных поражением Англии в последние десятилетия Столетней войны, в результате чего англичане потеряли обширные территории в юго-западной Франции, которыми владели с XII века. Росту протестных настроений способствовала также политика королевы Маргариты и ее фаворитов.
В 1455 году противостояние между враждующими домами Ланкастеров и Йорков перешло в стадию открытой войны, затянувшейся на тридцать лет, в течение которых династические конкуренты побеждали с переменным успехом. Для страны эти победы обернулись трагедией. На полях сражений, эшафотах и в тюремных казематах погибло не только большинство потомков Плантагенетов из обеих королевских ветвей, но и значительная часть английских лордов и рыцарей, города были разрушены, а жизнь простых людей из-за ужасов гражданской войны превратилась в ад.