Медиа империи
В Российской империи не было телевидения с выпусками новостей, с политическими ток-шоу и программами Елены Малышевой. Были газеты. Но огромное большинство населения не умело их читать. Грамотных крестьян было крайне мало, да и те несли с базара не периодическую печать, а лубочные рассказы про «Блюхера» и «милорда глупого». А государство имело потребность информировать подданных о войнах и реформах, достижениях прогресса или проведении массовой вакцинации.
Информация должна была доставляться без промедлений и искажений нередко вместе с подробным разъяснением событий и мотивирующими нарративами. Для этого был необходим достаточно мощный медиаресурс, способный не только распространять новости, но и переводить их с русского литературного языка на крестьянский.
Государство обладало таким ресурсом. Им был приходской священник. Хотя сам священник в этой системе играл роль, близкую к функции диктора, комментатора или шоумена (в хорошем смысле этого слова). Редколлегией этого своеобразного СМИ была вся вертикаль церковной иерархии, начиная от Святейшего Синода. В качестве автора материалов могли выступать император, разные министерства, местные власти и даже общественные организации.
Мы подробно изучим анатомию этого своеобразного медиахолдинга на примере Нижегородской епархии середины XIX века.
Уроки политинформации
Свежая политическая новость представляла собой царский манифест, который рассылался по приходам и зачитывался священником после литургии в ближайшее воскресение или церковный праздник. Важные политические события отмечались служением молебнов. Такие молебны преломляли политическую новость в спектре, свойственном функции церкви. И в то же время были похожи на некую градацию подачи новостей с разной степенью торжественности. Священник мог получать четкие указания начальства на этот счет: «при сем присылаю 2 манифеста: о прекращении политических сношений в Англию и Францию и о рождении Великой Княжны Веры Константиновны. Предписываю по 1-му манифесту отправить молебствие Господу Богу, а по 2-му — молебствие с коленопреклонением и целодневным звоном».