Соединить экологию с экономикой
Как принципы ESG могут изменить современное производство
Компромиссом между экологией и экономикой в промышленности могут стать наилучшие доступные технологии, считает директор по инвестициям Pulp Mill Holding и член совета директоров АЦБК Владимир Крупчак. В колонке для РБК он рассуждает о том, какую выгоду приносит экологическая трансформация и зачем компании специальное подразделение по ESG.
Лучшие технологии и льготные деньги
Повестка ESG в лесопромышленном комплексе связана с определенными противоречиями. С одной стороны, индустрия опирается на природоемкие технологии. С другой — лес — естественный ресурс, ключевой элемент экосистемы.
При этом не заниматься устойчивым развитием отрасль не может. Индексы ESG влияют на кредитные рейтинги компаний, а все проекты в леспроме очень капиталоемкие.
Компромиссом между экономикой и экологией становятся наилучшие доступные технологии (НДТ). Они позволяют внедрять принципы ESG, одновременно улучшая экономические показатели и находя новые точки роста.
До конца 2022 года многие крупнейшие российские предприятия отрасли должны подать заявку на получение комплексных экологических разрешений (КЭР) и подтвердить соответствие требованиям НДТ. На сегодня в отрасли получено три таких разрешения, в том числе АЦБК.
По нашему мнению, предприятия могут использовать КЭР как инструмент не только для экологического контроля, но и для модернизации. Очевидно, что более экологичные технологии экономят ресурсы, сырье, время, а значит, экономически более эффективны.
КЭР — это также инструмент привлечения субсидий и льготного финансирования на повышение экологической эффективности. На соответствующую программу АЦБК планирует направить в общей сложности 18,2 млрд руб. Ее реализация приведет к экологической трансформации комбината.
Инвестиции в производства и лучшие практики
В том, что меры по экологической трансформации дают хороший экономический эффект, мы убедились еще 20 лет назад. В начале 2000-х годов АЦБК начал целенаправленно инвестировать в экологическую модернизацию своих производств.
Идея состояла в том, чтобы за счет более полного и эффективного использования ресурсов (сырья, химикатов, топлива и энергии) уменьшить образование выбросов и сбросов. И таким образом не тратить силы и деньги на очистку и обезвреживание. По сути, это и есть НДТ.
В 1997–1998 годах мы привлекли заем от Всемирного банка и реконструировали картонное производство, чтобы снизить расход топлива. Опыт оказался успешным — такие инвестиции дают двойной, а иногда и тройной эффект. С тех пор любой новый проект у нас рассматривается и оценивается как с экономической, так и с экологической точек зрения.
В итоге сегодня Архангельский ЦБК входит в топ-18 ведущих мировых целлюлозно-бумажных компаний с климатическим рейтингом А. Нашу экологическую программу также отметили в ООН, включив ее в число лучших передовых практик по достижению целей устойчивого развития.
ООН обратила внимание на несколько шагов АЦБК, с помощью которых удалось снизить выбросы парниковых газов и сократить энергоемкость продукции. Например, запуск нового завода с высокоэффективным газоочистным оборудованием и котла высокого давления, который в качестве топлива использует биомассу.
Эти технологии можно использовать практически во всех промышленных отраслях. Тем более, как отмечает ООН, в России сегодня сложились благоприятные условия для перехода на НДТ и международные стандарты по контролю за выбросами.
Стратегия-2030 и ESG-подразделение
Опираясь на свой опыт сокращения выбросов парниковых газов, АЦБК разработал и принял стратегию низкоуглеродного развития на период до 2030 года. Компания взяла на себя добровольное обязательство снизить общие прямые и энергетические косвенные выбросы на 55% по сравнению с уровнем 1990 года — до 1,4 млн т СО2-эквивалента. Одновременно другие косвенные выбросы нужно сократить на 20% к уровню 2015 года, до 370 тыс. т эквивалента СО2.
Мы планируем снижать выбросы по нескольким направлениям — уменьшать энергоемкость производства, повышать эффективность использования топлива, наращивать долю биомассы в топливном балансе, переходить на менее углеродоемкие ископаемые источники энергии. Под каждое направление есть технические и организационные решения.
Кроме того, сейчас АЦБК разрабатывает свою первую политику в области ESG и устойчивого развития. Чтобы и дальше улучшать работу в этой сфере, компания создала новое самостоятельное подразделение, которое будет курировать достижение целей устойчивого развития.
Объединение деятельности в периметре одной структуры позволит эффективнее решать задачи в области ESG. А это важно не только для инвесторов и банков, но для всех ключевых стейкхолдеров: органов власти, клиентов, персонала, НКО и жителей территорий.
Принципы ESG
включают в себя три основных направления:
E (environment) — ответственное отношение к окружающей среде и сокращение воздействия на планету;
S (social) — социальная ответственность, забота о персонале, клиентах, партнерах, потребителях и жителях регионов присутствия;
G (governance) — качество корпоративного управления, в том числе прозрачность отчетности, отношения с акционерами и государством, антикоррупционные меры.
Фото: пресс-служба