Артем Кумпель: «Люди могут зарабатывать на 20–30% больше»
Ежемесячно на «Авито» ищут работу около 17 млн человек: от курьеров до высокопоставленных менеджеров. Подработка и удаленная занятость все увереннее конкурируют с привычным наймом, меняя привычный взгляд на трудовую занятость, отмечает управляющий директор «Авито Работа» и «Авито Услуги» Артем Кумпель. В интервью РБК он рассказал, почему кассиры становятся курьерами и что будет с рынком труда завтра
COVID и дефицит расширяют географию
РБК Как в последнее время изменилось поведение соискателей и нанимателей на рынке труда? Есть ли тут какие-то существенные сдвиги?
А.К. Ситуация на рынке труда всегда тесно связана с тем, что происходит в обществе и экономике. Каждый месяц на «Авито» ищут работу около 17 млн человек: от курьеров и продавцов до бухгалтеров и менеджеров. Мы строим экосистему вокруг разнообразных форматов занятости, найма и услуг. Поэтому видим ситуацию с абсолютно разных углов так, как не видят ее стандартные job-ресурсы.
Говоря о поведении участников рынка труда, нельзя уйти от темы коронавируса. Пандемия поменяла и структуру занятости в целом, и то, как люди воспринимают дистанционную работу. Многие из тех, кто раньше нанимал персонал в своем регионе, теперь ищут сотрудников по всей России. Речь не только о call-центрах, но и о производственных компаниях, где в удаленном режиме могут работать, например, архитекторы или технологи. Еще пять лет назад это было невозможно.
Второй важный момент — вырос спрос на кандидатов массовых профессий. Развивается сфера строительства, e-commerce, и это формирует спрос на людей ручного труда. Наверное, самый яркий пример — это невероятный спрос на курьеров.
Раньше считалось, что в массовых профессиях кандидаты бесконечны. Но теперь работодатели видят, что это не так. Население в стране не увеличивается. По данным Росстата, в прошлом году естественная убыль выросла в 2,2 раза. Правительство ожидает, что число трудоспособных россиян в ближайшие десять лет сократится на 1 млн человек. Вдобавок трудовые мигранты из стран СНГ уехали из России и не смогли вернуться. К маю нынешнего года их число сократилось на треть по сравнению с 2020-м.
Соответственно, конкуренция за персонал сильно выросла, поэтому компании готовы нанимать кандидатов из других регионов или смежных отраслей.
Работодатели повышают зарплаты, пытаясь привлечь работников. К примеру, если сравнить март 2020-го и сентябрь 2021 года, в среднем по всем профессиям на «Авито» мы видим рост зарплат на 17%. Где-то сильно больше — динамика в том же производстве составляет +35%.
РБК Это как-то влияет на стратегии соискателей при поиске и выборе работы?
А.К. Да, конечно. Возьмем рынок кассиров. Сейчас кассир может заработать на кассе 40–50 тыс. руб. за полный день со всеми премиями. Или может стать курьером со сменным графиком и получить больше свободы и больше денег.
Люди сейчас зачастую меняют свои подходы к профессии. Парадигма «одна профессия на всю жизнь» все менее актуальна, соискатели стали избирательнее и диверсифицируют свои навыки. Конечно, для молодого поколения это проще. Но мы видим, что взрослые люди, категория 40+, тоже адаптируются к изменениям и новому рынку труда.
Так же, как и компании, соискатели обратили внимание на региональную составляющую. Они понимают, что можно найти работу не только у себя в регионе, но и подумать про удаленную занятость или переехать поближе к спросу.
В конце весны — начале лета мы отмечали в южных регионах всплеск интереса к вахтовым позициям. Например, на должности официантов в Сочи. Но речь не только об общепите и гостиничном секторе. В бьюти-индустрии активность кандидатов в Томске в апреле—мае сократилась на 33%, в Кирове — на 27%. А в Сочи, напротив, она выросла на 42%.
На смену требуются сменные работники
РБК Много ли компаний сейчас готовы использовать внештатные модели сотрудничества? Помогает ли это закрывать дефицит специалистов?
А.К. Мы видим достаточно большой рост спроса на подработку. Не так давно «Авито» инвестировал в компанию GigAnt, которая помогает бизнесу найти временных исполнителей. Среди клиентов компании есть много крупных ретейлеров, таких как «ВкусВилл», «Азбука Вкуса» и «Пятерочка».
Если ты, к примеру, курьер или сборщик, и у тебя график два через два, то остается достаточно времени вне основной работы. В этот день ты можешь дополнительно заработать, например, кассиром. Через сервис «Авито Подработка x GigAnt» можно выбрать ближайшее подходящее место, пройти там быстрое обучение и выйти на смену.
Этот тренд проявился относительно недавно, пандемия COVID-19 и здесь стала толчком. Работодатели действительно стали задумываться о затратах, пытаться оптимизировать бизнес-процессы. Это связано в основном с развитием решений WFM (Workforce Management), которые помогают оптимально распределить людей с учетом потока посетителей.
В итоге компании понимают, что нет смысла держать по шесть кассиров днем — хватит и двоих. А вот вечером нужны дополнительные люди, чтобы покупатели не ждали в очереди.
РБК Есть ли разница в почасовой оплате того же кассира при штатной занятости и подработке?
А.К. Думаю, при частичной занятости он будет получать чуть больше в расчете на час. Но разница в любом случае некритическая. Клиенты «Авито» нанимают сотни тысяч кассиров в год, для них работает эффект масштаба, особенно когда речь идет о массовом персонале. В конечном счете они не переплачивают.
Временные форматы используют постоянно
РБК Какие внештатные форматы сейчас популярнее всего? Например, разовое или постоянное сотрудничество?
А.К. Учитывая реалии российского документооборота, компании редко приходят к фрилансу как к разовому явлению. Другое дело, что люди и задачи могут меняться.
Чтобы использовать такой формат более или менее регулярно, компаниям нужно выстраивать кучу процессов вокруг. Например, в ретейле надо наладить работу со сменами, понимать загрузку, знать, где и когда заменить человека. Но по мере развития процессов и технологий частичная занятость еще сильнее будет смешиваться с постоянной. Мы видим в этом огромный потенциал. Фактически «Авито» был первым, кто в таком масштабе развернул бизнес в сторону подработки.
РБК Не смущает ли работников отсутствие трудового договора и социальных гарантий? Насколько они вообще довольны таким сотрудничеством?
А.К. Если бы они не были довольны, то не работали бы в таком формате, и мы не увидели бы здесь роста. Сегодня для многих трудовой договор уже не является единственно верным способом оформления взаимоотношений, потому что меняются и менталитет, и экономика в целом.
Фрилансеры уже не воспринимаются как бездельники: общество привыкает к тому, что это нормальный формат занятости. Площадки тоже оберегают пользователей. Например, в «Авито Услугах» мы проводим верификацию заказчиков по паспорту, в «Работе» проверяем добропорядочность работодателя, в «Подработке» страхуем риски клиентов и гарантируем выплату исполнителям.
Фриланс остается, штатная работа тоже
РБК Интерес к внештатным форматам — это временное явление на период пандемии или долгоиграющий тренд?
А.К. Мое мнение: формат пришел надолго и будет развиваться. Потому что люди поняли, что могут зарабатывать на 20–30% больше, и вряд ли от этого откажутся. А компании нашли возможность закрывать свои пиковые потребности в людях, страховаться на время отпусков и больничных штатных сотрудников, оптимизировать загрузку.
РБК Могут ли такие форматы в какой-то значительной мере вытеснить постоянный наем? Например, если самозанятым предоставят социальные гарантии.
А.К. Я не думаю, что фриланс когда-то станет доминирующим форматом. Быть самозанятым комфортно все-таки не для всех. Какая-то часть людей хотела бы постоянно работать на одном месте, даже внутри поколения Z.
Безусловно, объемы фриланса будут увеличиваться. Рынок услуг за последние три года прибавил 12% и достиг 6% ВВП. Опросы PwC показывают, что четверть компаний в России планируют заместить фрилансерами до 30% работников.
Будет больше комфорта с обеих сторон, больше легальных форматов с гарантиями и нормальными выплатами, социальным пакетом. Подработка и самозанятость точно будут развиваться. Но вряд ли они вытеснят постоянную занятость.
Фото: пресс-служба