Елена Брусилова: «У людей появилась мотивация быть здоровыми»
Коммерческим клиникам, которые ведут борьбу с COVID-19, пришлось перестраивать работу и переобучать персонал, отмечает президент ГК «Медси» Елена Брусилова. В интервью РБК она рассказала, как пандемия изменила частную медицину и пациентов
Новый вызов
РБК Борьбу с пандемией принято ассоциировать с государственным здравоохранением. Повлияла ли она на частные медкомпании?
Е.Б. Пандемия трансформировала рынок медицины. Вся система здравоохранения сейчас находится под высокой нагрузкой, включая и частный сектор. На сегодня стационарное лечение в «Медси» прошли более 10 тыс. человек, мы осуществили более 350 тыс. выездов на дом, сделали более 600 тыс. ПЦР-тестов.
Изменился пациент. У людей появилась мотивация быть здоровыми, заботиться о себе и близких. Как в крупных городах, так и в регионах главный критерий выбора клиники пациентом — профессиональная медицинская компетенция, доверие к врачу и высокая сервисная составляющая. Частная медицина способна удовлетворить этот запрос. «Медси» работает на рынке уже давно: в ноябре нам исполняется 25 лет. Сейчас у нас 53 клиники в России, более 9,5 млн посещений в год.
РБК С какими проблемами столкнулись частные компании? Что поменяла пандемия в их стратегиях и подходах?
Е.Б. Для бизнес-моделей всех передовых игроков рынка пандемия стала серьезной проверкой. «Медси» первой среди частного сектора открыла инфекционный стационар на 500 коек на базе Клинической больницы в Отрадном и начала принимать пациентов с коронавирусом.
Мы решали огромное количество задач: закупка ИВЛ, средств индивидуальной 116 защиты для врачей, лекарств. Совместно с врачами из государственных медучреждений и с зарубежными коллегами разрабатывали протоколы лечения. Пришлось полностью изменить работу всех активов, заново обучать персонал и построить эффективный бизнес-процесс.
Но появился мощный импульс для внедрения технологий и инноваций. Мы разработали целый комплекс решений по борьбе с COVID-19, стали активно использовать технологии искусственного интеллекта.
Чекапы, персонализация, ИТ
РБК Пандемия стала катализатором для рынка телемедицины: за год с начала первого локдауна он вырос в несколько раз. Как вы оцениваете текущую ситуацию на этом рынке и перспективы его развития?
Е.Б. Телемедицина развивается стремительно. Спрос на наше приложение SmartMed в 2020 году вырос на 300%, число скачиваний сервиса уже превысило миллион.
Очевидно, что медицина будет и дальше идти в «цифру», поэтому нужна законодательная база. Сейчас мы участвуем в эксперименте, который проводится по инициативе Минэкономразвития. Он предполагает оказание телемедицинских услуг в расширенном формате. Мы будем не только консультировать, но и ставить диагнозы удаленно. Уверена, что эксперимент себя оправдает, как только получит правовой статус.
РБК Помимо развития дистанционных решений, какие главные тренды на рынке частной медицины сейчас можно выделить?
Е.Б. Превентивная медицина и забота о своем здоровье. Пандемия наглядно показала, как важно следить за состоянием организма. Как следствие — спрос на генетику, диетологию, биохакинг, чекапы, проекты ранней постановки диагноза, онконастороженность, программы реабилитации после ковида.
На основании медицинских данных мы осуществляем персональный подход к лечению каждого пациента. В режиме реального времени у него всегда есть доступ к врачу и качественному сервису.
Сильная ИТ-составляющая, технологии искусственного интеллекта, цифровые сервисы — все это дает конкурентное преимущество медицинскому бизнесу.
Стратегия и партнерство
РБК Каким образом медицинские компании могут сотрудничать с производителями оборудования и разработчиками технологий? И что это сотрудничество даст потребителям?
Е.Б. Мы выстраиваем долгосрочные стратегические отношения с партнерами, выбирая лидеров рынка. Речь не только о поставках оборудования: нам важен высококлассный сервис, ИТ-составляющая, обмен идеями.
К примеру, мы реализовали очень сильные проекты в лучевой диагностике с компанией Philips, одним из главных наших стратегических партнеров. Благодаря их решению IntelliSpace Portal мы стали получать максимально достоверные данные о вирусном поражении легких у пациентов с COVID-19. Объем поражения определяется с точностью до доли процента.
Это критически важно для постановки верного диагноза, назначения правильного лечения и отслеживания динамики выздоровления.
РБК Во время пандемии много говорили о разнице в уровне лечения, которое обеспечивает столичное и региональное здравоохранение. На ваш взгляд, есть ли перспективы у частной медицины в регионах?
Е.Б. Чтобы рынок в регионах развивался, государство и медицинские организации должны сотрудничать. Строить современные клиники, закупать лучшее оборудование, повышать уровень квалификации врачей.
Мы активно растем в Москве и Московской области, в других субъектах России. Ведем переговоры с регионами, где планируем открывать клиники под те виды медицинской помощи, в которых они испытывают наибольший дефицит. Пора уже перестать делить нас на частные или государственные и сосредоточиться на здоровье пациента.
Фото: пресс-служба «Медси»