Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

РБКBiznes

Курс на груз

Как авиагруппа «Волга-Днепр» ворвалась в сотню крупнейших компаний России

Автор: Артём Кореняко

Авиагруппа «Волга-Днепр» Алексея Исайкина вошла в сотню крупнейших компаний России по версии РБК. Подняться в рейтинге сразу на 45 позиций перевозчику помог рынок, растущий на фоне разрыва наземных и морских логистических цепочек из-за COVID-19.

Несмотря на продолжающуюся пандемию COVID-19, повлиявшую на перемещение людей и грузов, в первой сотне рейтинга РБК 500 по итогам 2020 года по-прежнему находятся четыре компании, связанные с транспортировкой:

  • на пятом месте, как и в 2019 году, расположились «Российские железные дороги»;
  • на 14-м месте — «Транснефть», которая опустилась на одну позицию;
  • 51-е место занял «Аэрофлот» — это на 29 позиций ниже, чем годом ранее;
  • 92-е место впервые заняла группа «Волга-Днепр», ведущий игрок на рынке грузовых авиаперевозок — тут сразу плюс 45 позиций.

По итогам 2019 года 70-е место в рейтинге занимала крупнейшая частная пассажирская авиакомпания S7, подконтрольная семье Владислава Филева. Но в нынешнем списке РБК 500 она потеряла 80 позиций и оказалась на 150-м месте.

Почему грузовые перевозки растут в пандемию

Улучшение позиций грузовой «Волга-Днепр» в рейтинге РБК 500 на фоне ухудшения у других авиакомпаний отражает происходящее с воздушным транспортом. В 2020 году, по данным Росавиации, пассажирооборот и пассажиропоток российских авиакомпаний снизились на 52,5% (до 153 млн пассажирокилометров) и 46% (до 69 млн человек) соответственно. При этом грузооборот сократился лишь на 3,7%, до 7 млрд тонно-километров. А объем перевозки почты и грузов и вовсе вырос на 2,3% и достиг 1,17 млн т.

Суммарный чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. (по РСБУ) против 4 млрд руб. прибыли годом ранее. При этом совокупная чистая прибыль основных грузовых авиакомпаний страны достигла 50 млрд руб. против 6 млрд руб. убытка в 2019 году.

«Грузовые авиаперевозки переживают кризис лучше, чем пассажирские. Для многих авиакомпаний в 2020 году перевозка грузов стала жизненно важным источником доходов, несмотря на ослабление спроса», — говорил в феврале 2021 года Александр де Жюньяк, занимавший в тот момент пост главы Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; среди ее членов — «Аэрофлот», S7 и «Волга-Днепр»).

В 2021 году пассажирская авиация не восстановила объем перевозок: в январе—августе пассажирооборот и пассажиропоток авиакомпаний был меньше на 30% (составил 151,4 млн п-км) и 17,5% (71,2 млн человек) соответственно к аналогичному периоду 2019 года. Зато грузооборот авиакомпаний вырос на 21%, до 5,7 млрд т-км, грузопоток — на 28%, до 926,7 тыс. т. Новый глава IATA Вилли Уолш (руководит ассоциацией с апреля 2021 года) заявил, что август был «сильным месяцем» для грузовой авиации, так как спрос на такие перевозки вырос на 7,7% (в грузовых тоннокилометрах) по сравнению с уровнем до пандемии COVID-19.

По словам Уолша, в конце 2021 года ситуация для грузовой авиации может быть еще лучше. «Международные [пассажирские] перевозки все еще находятся в тяжелом состоянии, а пассажирских самолетов для перевозки грузов предлагается все меньше. И узких мест в цепочке поставок может стать больше по мере того, как предприятия будут продолжать наращивать производство», — предупредил он.

Авиационные грузоперевозки стали одним из бенефициаров пандемии, замечает аналитик корпоративных рейтингов Национального рейтингового агентства Алла Юрова. Сейчас положительное влияние на них оказывает сближение ставки морского фрахта (из-за нестабильности контейнерных линий) с уровнем цен на авиаперевозки, считает она.

«В настоящий момент разница в стоимости транспортировки по морю и авиаперевозок минимальная за всю историю, поэтому часть наших клиентов выбирают перевозку грузов на самолетах», — говорил ранее в интервью РБК главный исполнительный директор авиакомпании Finnair Топи Маннер. Разница между морскими перевозками грузов и авиаперевозками грузов между Европой и Азией (Finnair специализируется на таких перелетах) составляет около $5 за 1 кг, уточнял источник, близкий к одному из операторов морских перевозок.

В условиях взрывного повышения стоимости морских контейнерных перевозок все альтернативные виды транспорта демонстрируют рост, на авиатранспорт перешли компактные грузы с высокой стоимостью, говорит гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Ключевым драйвером роста воздушных грузовых перевозок он считает онлайн-торговлю, как трансграничную, так и внутреннюю (в основном доставку на Дальний Восток). «В авиаперевозках появились тяжелые грузы, комплектующие, запчасти, ранее перевозимые морем. Возросла доля продуктов питания для снабжения торговых сетей, регулярными стали отправки достаточно крупного медоборудования», — добавили в пресс-службе «Аэрофлота».

Рост спроса на экспресс-доставку внутри России и потребность в ускорении доставки из Китая будут стимулировать рост авиаперевозок грузов во внутрироссийском и международном сообщении как минимум в горизонте 2022–2023 годов, полагает Бурмистров. Динамика грузового рынка будет напрямую связана со снятием ограничений на международные пассажирские авиаперевозки, добавляет Юрова. Рыночные условия будут благоприятными для грузовых авиаперевозчиков до окончания действия пандемии и полноценного восстановления международных пассажирских рейсов, соглашается гендиректор S7 Cargo Илья Ярославцев. По оценкам экспертов, этот период продлится до 2024 года, уточнил он.

Как возник лидер на этом рынке

Более половины российского рынка авиационных грузоперевозок занимают авиакомпании группы «Волга-Днепр» Алексея Исайкина — AirBridgeCargo, «Атран» и одноименная «Волга-Днепр». В январе—августе 2021 года на долю этих трех компаний пришлось 51% грузопотока и 68% грузооборота. На них пришлось 95% чистой прибыли (по РСБУ) основных грузовых авиакомпаний.

Компания «Волга-Днепр» была создана в 1990 году в Ульяновске, где недалеко от берега Волги находится авиазавод, который тогда серийно производил четырехдвигательные грузовые самолеты Ан-124 «Руслан», сконструированные бюро имени Антонова в Киеве. Двигатели для этих воздушных судов производило запорожское предприятие «Прогресс». Через Киев и Запорожье протекает Днепр. Из имен двух рек, Волги и Днепра, и составили имя перевозчика. Первыми акционерами «Волга-Днепр» стали ульяновский авиазавод, поставщик моторов из Запорожья, а также конструкторское бюро и еще один авиазавод из Киева. Председателем правления «Волга-Днепр» избрали Исайкина.

В августе 1991 года в авиакомпанию поступил первый Ан-124. Именно благодаря адаптации этих самолетов для коммерческих полетов «Волга-Днепр» создала нишу для перевозки по воздуху грузов массой до 120 т на предельно большие расстояния. «В сегменте перевозок уникальных негабаритных и сверхтяжелых грузов наличие самолета «Руслан» в свое время открыло возможность создать рынок, которого раньше практически не существовало, и тут все было просто: у кого был самолет, тот и предложил услугу», — говорит исполнительный директор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Важной особенностью перевозчика стала его ориентация на глобальный рынок. В 1991 году «Волга-Днепр» совместно с британской авиакомпанией HeavyLift Cargo Airlines зарегистрировала совместное предприятие для продвижения самолета «Руслан» на международной арене. В 1992 году «Волга-Днепр» перевезла первый по-настоящему уникальный груз, потребовавший проектирования и изготовления специальной оснастки: две газовые турбины по 40 т каждая были доставлены одним рейсом из Бельгии в Аргентину. Тогда же перевозчик вступил в IATA.

В 2000-е годы менеджмент «Волга-Днепр» создал крупнейшую ныне грузовую авиакомпанию России AirBridgeCargo с дальнемагистральными самолетами Boeing 747. Сейчас у перевозчика 18 машин, среди них 14 B-747 и один B-777. В 2011 году в группу вошла третья российская грузовая авиакомпания «Атран», летавшая до этого на советских самолетах. Сейчас во флоте этого перевозчика девять среднемагистральных Boeing 737. В парке авиакомпании «Волга-Днепр» девять Ан-124 и четыре Ил-76.

Группа попала в сотню крупнейших компаний России РБК 500 за счет роста выручки в 2020 году на 56,4%, до 167,5 млрд руб. При этом ее чистый финансовый долг составил $3,3 млрд, что на 67% больше, чем в 2019 году. Отлаженные бизнес-процессы, связи с грузоотправителями и наличие разрешений на международные полеты — это те факторы, которые позволили в условиях пандемии быстро и эффективно конвертировать флот грузовых самолетов в высокие производственные и финансовые результаты, отмечает Пантелеев. По его словам, в самые тяжелые месяцы 2020 года, когда провозных емкостей не хватало, а спрос на перевозку средств индивидуальной защиты (масок и перчаток) из Китая зашкаливал, ставка за тонну груза была столь высокой, что его можно было возить с выгодой даже на «Русланах».

Высокие цены на грузовые перевозки сохраняются и в 2021 году. Так, индекс Baltic Exchange Air Freight Index по маршруту Азия — Северная Америка в конце сентября достиг рекордного уровня — 4272 пункта, предыдущий рекорд в 3975 пунктов был в мае 2020 года. Близки к максимумам, достигнутым в 2020 году, цены на грузоперевозку между Азией и Европой, Европой и Северной Америкой, говорит Юрова. «Учитывая сохранение повышательного ценового тренда на рынке грузовых авиаперевозок, дальнейший рост финансового результата группы «Волга-Днепр» вполне вероятен», — считает она. В пресс-службе группы отказались от комментариев.

Как пассажирские авиакомпании конкурируют с «Волга-Днепр»

До пандемии доля группы «Волга-Днепр» в грузопотоке и грузообороте была еще выше, чем сейчас, — 52 и 74% соответственно. Кроме нее перевозки грузов наращивают российские пассажирские авиакомпании. В январе—августе 2021 года грузопоток «Аэрофлота» вырос на 8%, S7 — на 20,1%, «России» (входит в группу «Аэрофлот») — на 49,5%, Azur Air — на 105,7%, Nordwind — на 154,7%.

Но в целом авиакомпаний, получивших разрешение на перевозку грузов в пассажирской кабине, стало меньше. В марте 2021 года таких перевозчиков было 13, говорил руководитель Росавиации Александр Нерадько. К началу октября их число сократилось до девяти, сообщили РБК в пресс-службе ведомства.

Среди авиакомпаний, которые намерены использовать салоны пассажирских самолетов для перевозки грузов, — «Россия». Для этого она собиралась задействовать один-два Boeing 777 в октябре, а затем увеличить их число до трех-четырех. Начальник отдела грузовых перевозок «России» Алексей Табаков сообщил РБК, что основной стимул для работы на этом рынке — высокие тарифы на перевозку грузов и стоимость фрахта самолета из Китая в Европу и в обратную сторону.

«Пока не закончится пандемия, будет постоянный спрос на перевозку [самолетами] медицинского оборудования», — сказал РБК первый заместитель гендиректора Azur Air Шухрат Ибодов. По его словам, после окончания пандемии начнется падение спроса, но многие клиенты успеют оценить преимущества авиации, что позволит удерживать показатели грузоперевозок выше, чем в допандемийное время.

«Волга-Днепр» — сильный игрок, и конкурировать с ним в полном объеме невозможно, говорит директор по исследованиям и разработкам Infomost Consulting Алексей Синицкий. Грузовые перевозки — это сложный бизнес, в котором кроме парка самолетов нужны выстроенные отношения с грузоотправителями и наличие коммерческих прав на регулярные перевозки, которых почти нет у конкурентов группы Исайкина.

Чем известен Алексей Исайкин

Алексей Исайкин начал карьеру в конце 1970-х годов с должности экономиста Военно-воздушных сил (ВВС) на заводе в Улан-Удэ, осуществляя контроль за стоимостью авиатехники. В конце 1980-х отвечал за реализацию госзаказа самолетов Ан-124 для военно-транспортной авиации на заводе в Ульяновске. После решения правительства о закрытии программы госфинансирования и серийного производства этого самолета Исайкин завершил свою военную карьеру в звании подполковника и в 1989 году возглавил инициативную группу по созданию грузовой авиакомпании. С 2002 года президент группы компаний «Волга-Днепр».

Фото: пресс-служба

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Мобильный офис Мобильный офис

Как выпускница физфака построила мебельную компанию в России

Forbes
Бояться нельзя работать Бояться нельзя работать

Евгения Кац о программе трудоустройства для жителей ПНИ № 30

ПУСК
Без черной звезды Без черной звезды

Почему Тимати ушел из Black Star и чем он сейчас занимается

Forbes
Цветок, из которого готовят синий «чай» Цветок, из которого готовят синий «чай»

Цветки клитории используют в кулинарии для придания необычной синей окраски

Наука и жизнь
Хозяин тайги Хозяин тайги

Как иркутский миллиардер Николай Буйнов добывает нефть и газ в сибирской глуши

Forbes
Мир в корзине Мир в корзине

У баскетбола есть и конкретные «родители» – преподаватели физкультуры

Вокруг света
Зелёный свет Зелёный свет

Как «Светофор» положил начало гонке дискаунтеров

РБК
Проза жизни Проза жизни

Интерьер квартиры, вдохновленный "Рождественскими повестями" Чарльза Диккенса

AD
Как работает эрекция: ответы на вопросы, которые давно тебя мучат Как работает эрекция: ответы на вопросы, которые давно тебя мучат

Разбираем, что стоит за эрекцией — столь важным для половой жизни процессом

Playboy
Андрей Писарев: «Ожидания у всех одинаковые — выгода и уникальность» Андрей Писарев: «Ожидания у всех одинаковые — выгода и уникальность»

Будущее рынка — в усилении персонализации, развитии подписочной модели

РБК
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Не рыба, но удочка Не рыба, но удочка

Ирина Ладыгина об особых студентах «Большой перемены»

ПУСК
Кадры будущего Кадры будущего

Как новые технологии изменят рынок HR до 2030 года

РБК
Скотленд-Ярд Скотленд-Ярд

Исторический дом в Лондоне с шотландскими и русскими мотивами в интерьере

AD
Беспроигрышная лотерея Беспроигрышная лотерея

Зачем аналитики и экономисты делают неверные прогнозы и не останавливаются

Forbes
Артем Кумпель: «Люди могут зарабатывать на 20–30% больше» Артем Кумпель: «Люди могут зарабатывать на 20–30% больше»

Почему кассиры становятся курьерами и что будет с рынком труда

РБК
Стойкие ровесники Стойкие ровесники

Эти конструкции были построены в 1861 году и сохранились до наших дней

Вокруг света
Сиенские супруги Сиенские супруги

Джанноддза Сарачени и Мариотто Миньянелли жили и друг друга любили в Сиене

Наука и жизнь
Достигли вершин Достигли вершин

Новая жизнь бабушкиных вещей в квартире в деревушке Кран-Монтана

AD
Рогохвост… предприимчивый Рогохвост… предприимчивый

Пленником янтаря оказалось крайне редкое насекомое

Наука и жизнь
Боги, люди и поганки Боги, люди и поганки

Грибы занимают уникальное место не только в биосфере, но и в истории цивилизации

Вокруг света
Елена Брусилова: «У людей появилась мотивация быть здоровыми» Елена Брусилова: «У людей появилась мотивация быть здоровыми»

Президент ГК «Медси» Елена Брусилова о том, как изменилась частная медицина

РБК
Тридцать первая литера... Тридцать первая литера...

Что можно сказать о букве «э»?

Наука и жизнь
Вторая жизнь бетона Вторая жизнь бетона

Как можно строить дома из обломков других домов

Forbes
Дополненная реальность Дополненная реальность

Художник Жак Луи Давид подчинил воле императора пространство, время и реальность

Вокруг света
Платформенное безобразие Платформенное безобразие

Когда фрилансеры и самозанятые получат права и соцгарантии? И получат ли

РБК
Роман Толстой Роман Толстой

Лондонский дом Александры Толстой — тихая гавань, путь к которой был непростым

AD
Роалд Хоффманн: Как пережить нобелевскую премию Роалд Хоффманн: Как пережить нобелевскую премию

Роалда Хоффманна мы знаем не только как химика-теоретика

Наука и жизнь
Великолепная рыбалка Великолепная рыбалка

Цапля не спит — она видит всё!

Наука и жизнь
Сколько «п» в слове «медицина»? Сколько «п» в слове «медицина»?

Постулату «Болезнь проще предотвратить, чем вылечить» скоро сто лет

Forbes Life
Открыть в приложении