Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты
Существует стереотип, что советским женщинам не было дела до красоты — мол, трудовые мозоли на руках лучше безупречной кожи лица. Это не совсем так — представительницы прекрасного пола все же старались заботиться о себе
Советская индустрия красоты значительно уступала западной, но косметология и пластическая хирургия в СССР все-таки существовали и даже демонстрировали блестящие результаты, функционируя по принципу голь на выдумки хитра.
По воле жены наркома
Заниматься преображением внешности по науке в России начали еще до революции. Так, Первый московский институт врачебной косметики был создан в 1909 году на базе кружка Общества врачей и химиков. В нем практиковались научные подходы к сохранению и улучшению природной красоты с использованием зарубежного опыта и оборудования. Когда Российская империя прекратила свое существование, о косметологии на время забыли.
Есть версия, будто своим появлением советские «салоны красоты» обязаны жене наркома иностранных дел Вячеслава Молотова Полине Жемчужиной. Побывав во Франции, она увидела как парижанки ухаживают за лицом и волосами и решила, что наши женщины ничуть не хуже и заслуживают даже большего. В 1930 году в Москве открылся небольшой косметический кабинет, а через семь лет в СССР создали Институт косметики и гигиены, о котором написал популярный журнал «Огонек».
В статье отмечалось, что в приемной нового института можно встретить как «молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее», так и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины».