У каждого региона — свой наличник: как бывший айтишник спасает «вымирающую красоту» России
История фотографа, который путешествует по России, собирая коллекцию снимков резных оконных наличников

15 лет назад айтишник из Лобни Иван Хафизов впервые обратил внимание на резной наличник на окне старого деревянного дома. Так началась история увлечения деревянной архитектурой, переросшего затем в призвание. О своих путешествиях и особенностях наличников, свойственных разным регионам России, Иван рассказал «Вокруг света».
Хобби с первого взгляда
Это было летом 2007 года. Находясь в командировке в Энгельсе, я обратил внимание на резной оконный наличник. Затем к нему добавился второй, третий… пятнадцатый. Всего из той командировки я привез около ста фотографий наличников.
Спустя неделю я был в Навашине (Нижегородская область), где увидел наличники 50-годов с элементами конструктивизма: на них были вырезаны гайки, болты, шестеренки. Оттуда я отправился в село Дедово, где нашел старинные наличники, выполненные в традиционном стиле.
На тот момент я работал в IT-сфере и не собирался уходить. Чтобы заниматься новым хобби, я договорился с руководством, что возьму на себя все командировки. Уезжая в разные города, я уделял время съемке наличников. Этот архив, охватывающий примерно 30 городов составил основу моей коллекции. В то время я запечатлел наличники Новосибирска, Омска, Красноярска, Воронежа.
В 2008 году я уволился из компании. Сначала зарабатывал фотографией, снимал свадьбы, но праздничных церемоний в моей жизни постепенно становилось все меньше, а наличников — больше, и я полностью погрузился в свой проект. Я методично искал общие и различные черты в окнах домов разных российских регионов, пытаясь прочитать их истории.