Часы марсианского тракториста
Время в космосе. Звучит так, как будто сейчас последуют рассуждения о теории относительности, как устроено время по Эйнштейну. Однако нет, все одновременно и проще, и сложнее. Надо лишь разобраться, когда и зачем человеку может понадобиться система измерения времени, отличающаяся от той, которой мы давно привыкли пользоваться здесь, на Земле.
Чтобы понять, как все должно быть устроено там, давайте попробуем выяснить, как это работает здесь. В основе нашей системы измерения времени, включая календарь, лежат три основных цикла: смены дня и ночи, эволюции фазы Луны и смены сезонов. Измерение времени в часах, минутах и секундах построено на шестидесятеричном счислении, которое, как считается, было изобретено шумерами еще в 3-м тысячелетии до н. э. Оно весьма удобно на практике: 60 минут легко и без остатка делятся на 2, 3, 4, 5, 6, 10, 12, 15, 20 и 30. Столь же удобны с такой точки зрения и 24-часовые сутки, состоящие из 12 дневных и 12 ночных часов, ими пользовались в Древнем Египте и Вавилоне также с 3-го тысячелетия до н. э., далее эта система распространилась по всему миру.
За удобство мы платим произвольно выбранной продолжительностью часа, за которую принята 1/24 длительности средних солнечных суток. Увы, при расчете больших величин измерения времени – месяцев и лет – с простотой пришлось попрощаться. Действительно, лунный месяц длительностью примерно в 29,5 суток (29,5306 суток, если точнее) с течением времени преобразовался в календарный месяц общепринятого нынче григорианского календаря. В нем длительность месяца составляет 28, 29, 30 или 31 день, или в среднем примерно 30,437 дня.