«Джек-пульверизатор»
Шедевры Джексона Поллока много лет бьют ценовые рекорды. И неважно, что писатель Олдос Хаксли называл эти картины «обоями»
1. Доски. С их помощью Поллок проводил темно-синей краской вертикальные линии, «столбы», которые создают нетипичную для его абстрактных картин иллюзию разделения на передний план и фон. Искусствовед из Гарвардского университета Джордан Кантор считает, что таким образом художник, устав от декоративности своих полотен, искал компромисс между абстрактной и фигуративной живописью.
2. Кожа. На красочном слое в нескольких местах — отпечатки рук и босых ног художника. Поллок создавал свои абстрактные полотна, расстелив холст на полу, чтобы, по его словам, чувствовать себя ближе к живописи, «буквально быть внутри нее». Художник перемещался с красками вдоль краев холста и иногда заходил на него, а также рисовал руками.
3. Гравитация. На промежуточном этапе Поллок подвесил еще не высохший холст на стену. Так получились ритмичные вертикальные потеки краски.
4. Кулинарный шприц. По словам жены художника, Поллок закупал такие шприцы десятками и использовал их «как огромную авторучку». Это был удобный инструмент: выдавливая из шприца краску, живописец мог легко контролировать ее поток.
5. Осколки. Ради фактуры Поллок часто включал в свои картины нестандартные материалы, например песок, монеты, окурки, стекло. В «Синих столбах» есть фрагменты битого стекла — осколки шприцев с краской.
6. Палки и кисти. С их помощью получались разнообразные кляксы и брызги краски на картинах Поллока. Его даже прозвали Jack the Dripper (Джек-разбрызгиватель) по аналогии с Jack the Ripper (Джек-потрошитель). Поллок, увлекавшийся психотерапевтическим методом автоматического рисования, придавал большое значение спонтанным изображениям, через которые проявляется бессознательное.