Красота против природы
Если очень хочется представить девушку на портрете идеальным созданием, законами физики можно пренебречь
«Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена», – писала Карлу Брюллову женщина, заказавшая ему картину «Всадница». С графиней Юлией Самойловой живописец познакомился в 1827 году в Италии. Туда наследница внушительного состояния, меценатка и светская львица переехала после разрыва с мужем. Несколько лет у художника и графини был роман; до конца жизни Брюллова они оставались близкими друзьями.
В Италии Самойлова, у которой не было своих детей, взяла на воспитание двух местных девочек – Джованнину и Амацилию. Их-то и изобразил Брюллов на полотне, созданном по заказу Юлии. Новаторство Брюллова в том, что он первый из российских художников написал обычную юную дворянку в духе парадных конных портретов полководцев и императоров; это было довольно смело. Ради создания идеализированного образа романтической героини Брюллов сознательно пренебрег законами физики.
Сразу после того как картина была закончена, ее выставили в Милане, в Академии изящных искусств Брера. Зрители восхищались возвышенной красотой наездницы, называя девушку летящим ангелом. Некоторые, правда, указывали, что безмятежное выражение лица и статичная поза всадницы не соответствуют ситуации, в которой героиня показана. Девушка словно парит над лошадью, придерживая поводья кончиками пальцев, тогда как разгоряченный конь едва не встает на дыбы. Однако художник сделал так намеренно: ему важно было подчеркнуть, насколько ангелоподобная красавица превыше окружающей обстановки и несовершенства мира.