Невозможное возможно
Всякий раз, когда Тур Хейердал собирался плыть через океан – на плоту или лодках из тростника, эксперты в один голос предрекали экипажу гибель в морских пучинах. И каждый раз ошибались. Отчаянный исследователь преодолел тысячи километров и доказал всему миру, что не стоит полагаться на первое впечатление.
Все началось с банального любопытства. Тура Хейердала, известного норвежского путешественника и почетного члена РГО, заинтересовали параллели между культурными памятниками и мифами Полинезии и Южной Америки. Вопреки бытовавшей на тот момент гипотезе, что жители Океании пришли туда из Южной Азии, он предложил куда более смелую версию: некогда к «островам Южного моря» могли приплыть изгнанные из родных краев инки, направившиеся вслед за легендарным царем-солнцем Кон-Тики. Увлекшись идеей, исследователь нашел многочисленные доказательства своей версии, которые подробно изложил в многостраничной рукописи. Однако убедить научное сообщество не удалось. Историки твердили, что у жителей Южной Америки не было лодок, а мысль, что можно проделать такой путь на бальзовом плоту, никому даже не могла прийти в голову в силу своей очевидной несостоятельности.
Никому – кроме Тура Хейердала, который загорелся желанием проверить свою идею на практике. Он построил плот «Кон-Тики», на котором шесть отчаянных смельчаков благополучно преодолели около 7 тыс. км через Тихий океан. Они находились в пути ровно сто один день, пережили не один шторм и наглядно доказали – инки вполне могли добраться до Океании на плоту. Так безумная идея Хейердала перевернула устоявшиеся теории с ног на голову и заставила ученых пересмотреть свои убеждения об освоении континентов.
Его команда не раз оказывалась на грани выживания. Так, «Кон-Тики» попал в жестокую бурю, едва успев выйти из порта. С учетом того, что никаких перил конструкция плота не предполагала, рассчитывать приходилось лишь на его легкость и маневренность – плот легко поднимался на гребни волн, даже самых высоких. Однако некоторые из них все же обрушивались на палубу, и тогда членам экипажа приходилось изо всех сил держаться, чтобы их не смыло в открытое море. Рулевого для безопасности обматывали бечевой, поскольку его руки были заняты тяжелым веслом. Дежурили посменно, с короткими перерывами на сон.