Исчезнувшая империя, воскресший город
Пышные, дорогие одежды, в которых появлялся на торжественных церемониях иудейский первосвященник, обычно хранились в расположенной по соседству крепости Антония. По этой причине в канун больших праздников он поневоле превращался из грозного народного вождя и заступника перед Богом в ничтожного просителя, который вынужден был всякий раз обращаться к римлянам с просьбой, чтобы они позволили ему взять эти одежды и, облачившись в них, несколько дней подряд пускать пыль в глаза своим соплеменникам роскошной заемной красотой и актерским величием, демонстрировать которое ему разрешали нечестивые чужеземцы.
В крепости Антония
Располагалась крепость Антония близ северо-западного угла Иерусалимского храма. Царь Ирод Великий принялся возводить ее в самом начале своего правления, примерно в 34 году до н. э., назвав ее в честь своего тогдашнего покровителя – Марка Антония, который вскоре был разгромлен Октавианом (Августом). «Это произведение царя Ирода более всех остальных делало явным прирожденное величие его замыслов», – отозвался о ней Иосиф Флавий («Иудейская война», кн. V, V, 8).
Эта монументальная башня, сооруженная на скале, буквально нависала над Храмом и сообщалась с ним крытым ходом», пояснял Фредерик Фаррар в книге «Ироды» (рус. изд. 1998). Она должна была защищать Храм с его северной, наиболее уязвимой стороны. При этом ее мощные двойные стены выглядели не только неприступными, но и красивыми. «По роскоши», писал Иосиф Флавий, эта крепость «не уступала [царскому] дворцу» («Иудейская война», кн. I, XXI, 1)