Апроприация «Моны Лизы»: от Малевича до Бэнкси

Вокруг светаMadaniyat

Улыбка соучастницы

Когда «Мону Лизу» копировали ученики Леонардо, это воспринималось как должное. Современный художник Бэнкси тоже не считает воспроизведение легендарной картины плагиатом — в актуальном искусстве этот прием называется апроприацией

Текст Семен Мартынов

В 1919 году дадаист Марсель Дюшан пририсовал Джоконде на открытке усы и бороду, подписал изображение непристойной аббревиатурой и объявил себя автором нового произведения искусства: ведь он поместил культурную икону в собственный контекст. Вполне в духе дюшановской концепции реди-мейд, согласно которой любой предмет, выставленный художником в галерее, считался авторским арт-объектом. В дальнейшем «Мону Лизу» «присваивали» многие известные творцы: Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския… В конце столетия появились термин «апроприация» (использование художником предметов и чужих произведений в собственных) и движение — апроприационизм. В XXI веке шедевр Леонардо не дает покоя звезде стрит-арта Бэнкси. Художник любит помещать узнаваемые сюжеты с картин и фотографий в неожиданный контекст и обыгрывает образ Джоконды в разных техниках, делая ее «соучастницей» своих «партизанских» акций.

Галерея: Присвоенная «Джоконда»

Около 1915

Казимир Малевич, «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)»

Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q.

Энди Уорхол. «Тридцать лучше, чем одна»

Сальвадор Дали. «Автопортрет a la „Мона Лиза“». «Джоконда» с лицом Дали вставлена в другую картину эпохи Ренессанса

Жан-Мишель Баския. «Мона Лиза»

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Открыть в приложении