Улыбка соучастницы
Когда «Мону Лизу» копировали ученики Леонардо, это воспринималось как должное. Современный художник Бэнкси тоже не считает воспроизведение легендарной картины плагиатом — в актуальном искусстве этот прием называется апроприацией
В 1919 году дадаист Марсель Дюшан пририсовал Джоконде на открытке усы и бороду, подписал изображение непристойной аббревиатурой и объявил себя автором нового произведения искусства: ведь он поместил культурную икону в собственный контекст. Вполне в духе дюшановской концепции реди-мейд, согласно которой любой предмет, выставленный художником в галерее, считался авторским арт-объектом. В дальнейшем «Мону Лизу» «присваивали» многие известные творцы: Сальвадор Дали, Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския… В конце столетия появились термин «апроприация» (использование художником предметов и чужих произведений в собственных) и движение — апроприационизм. В XXI веке шедевр Леонардо не дает покоя звезде стрит-арта Бэнкси. Художник любит помещать узнаваемые сюжеты с картин и фотографий в неожиданный контекст и обыгрывает образ Джоконды в разных техниках, делая ее «соучастницей» своих «партизанских» акций.
Галерея: Присвоенная «Джоконда»
Около 1915
Казимир Малевич, «Композиция с Джокондой (Частичное затмение в Москве)»
Марсель Дюшан, L.H.O.O.Q.
Энди Уорхол. «Тридцать лучше, чем одна»
Сальвадор Дали. «Автопортрет a la „Мона Лиза“». «Джоконда» с лицом Дали вставлена в другую картину эпохи Ренессанса
Жан-Мишель Баския. «Мона Лиза»