В едином ритме
Богатые, бедные, черные, белые… Какая разница! В танце все равны. Так считают доминиканцы. Они танцуют всегда и везде. Художник за мольбертом, носильщик в отеле и даже полицейский на посту
Грохот. Кажется, выбили дверь этажом выше. «Байлар контиго!» («Танцевать с тобой!») — кричит Энрике Иглесиас из чьего-то смартфона. Смех, визг, ритмичный стук. Потолок дрожит. Танцуют? Я сонно вглядываюсь в дисплей мобильника: два часа ночи. Вообще-то трехэтажная вилла Gansevoort в городке Сосуа возле Пуэрто-Платы — элитный дом отдыха и уединения для состоятельных интровертов. Даже персонал шепотом разговаривает…
Прислушиваюсь к отрывочным фразам сверху. Оказывается, к моим соседям нагрянул доминиканский дипломат в компании консьержа и водителя Даниеля, который меня сюда привез. Накрываю голову подушкой. Но заснуть так и не удается.
— Вы, наверное, всю ночь ром дегустировали? — интересуюсь наутро у Даниеля.
— Что ты! Я же за рулем. Да и зачем пить? Едва заслышу близкие сердцу ритмы, как ноги сами пускаются в пляс, — смеется водитель. И вдруг, отпустив руль на полной скорости, начинает хлопать в ладоши и подскакивать в такт быстрой балаганной песенке, доносящейся из автомагнитолы. — Это ведь меренге!
Ритм сердца
Меренге — главный танец Доминиканы. С 30 ноября 2016 года входит в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Действует на доминиканцев сильнее, чем ром аньехо 10-летней выдержки. Еще бы: у меренге выдержка — пять столетий.
— Меренге течет у нас в крови, его ритм совпадает с биением наших сердец, — говорит Даниель.
По одной из версий, танец создали предки доминиканцев — африканские рабы испанских и французских колонизаторов. Они работали на сахарных плантациях и золотых рудниках острова Гаити с оковами на ногах. Движения были ограничены: небольшие шажки влево-вправо и наклоны. Надсмотрщик подстегивал невольников розгами — те подскакивали. Так появился ритм.