История искусства как история духа
В начале этого года в издательстве «Metamorphoses» вышел сборник статей Макса Дворжака (1874—1921) – австрийского искусствоведа, профессора Венского университета, одного из основоположников современных философии и теории искусства. Книга, составленная учениками после смерти Дворжака и вышедшая на языке оригинала (немецком) в 1924 году в Мюнхене, открывшая собой пятитомное собрание сочинений ученого, стала наиболее полным отражением его новейшей методологии и классикой искусствознания. Теперь она предлагается русскому читателю в полном составе, с приложением единственной статьи, посвященной современнику Дворжака – художнику Оскару Кокошке. Описание эволюции европейского искусства Дворжак начинает с поздней античности и далее сосредоточивает внимание на ее переломных моментах – на раннехристианской живописи катакомб, поздней готике, маньеризме, заостряя внимание на конфликтности исканий творческого духа, его извечном и напряженном диалоге с данностью видимого мира. Мы же теперь публикуем отрывок из книги в надежде побудить читателей, еще не открывших для себя ее автора, к основательному освоению его творческого наследия.
Лондонский «Тимофей» и «Кардинал санта Кроче» в Вене кажутся далеко ушедшими от средневекового искусства и воздействуют на искушенного зрителя как современные картины не потому, что Ян ван Эйк внезапно открыл искусство, в основе которого лежит соответствующая нашим представлениям правдивая передача действительности, и не потому, что он видел действительность по-другому, чем его предшественники, а потому, что он ограничил себя изображением того, что могло быть изображено в пределах современных ему проблемы и искусства теми средствами, которые позволяли наиболее исчерпывающим образом правдиво передать индивидуальные наблюдения художника над действительностью.