Код да Винчи
В XXI веке Леонардо да Винчи актуален не тайнами Джоконды и не попытками создать вечный двигатель. Сама его жизнь удивительно созвучна нашему времени. Рассказывает Алексей Тарханов
Пятьсот лет назад во французском замке Клу близ Амбуаза умер незаконнорожденный сын нотариуса из Винчи, обласканный герцогами и королями. Джорджо Вазари уверял, что он скончался на руках у Франциска I. Но флорентийцы и миланцы не хотят оставлять его память в руках парижан. Миланский мебельный салон в этом году посвящен Леонардо да Винчи.
На самом деле славную дату могут праздновать не только дизайнеры и архитекторы. К ним могут присоседиться медики, саперы, мелиораторы, авиаконструкторы, танкостроители. А еще математики, актеры, музыканты, шахматисты. Ну и в последнюю очередь художники. Когда мы называем Леонардо “титаном Возрождения”, мы вспоминаем его картины и картоны, пытаемся атрибутировать новые рисунки или даже обнаружить скульптуры, спорим о подлинности работ на Sotheby’s. Он для нас великий художник.
Мы забыли о том, с каким титаническим восторгом взрослый, казалось бы, человек с толстовской бородой занимался ерундой: устраивал фейерверки, надувал воздушные шары и конструировал неведомых зверушек, безжалостно комбинируя крылья одних с лапками других.
Да Винчи ставил себе важнейшие вопросы мироздания: почему человек видит глазами, а слышит ушами? Почему газы выходят именно из зада? Куда течет река? Как переместить гигантскую статую системой блоков? Как сделать лак, который увенчает его картину (которую он когда-нибудь напишет) и сохранит ее в целостности навеки? Как сказал узнавший про эту заботу его заказчик папа Лев Х, “увы, этот не сделает ничего, раз он начинает думать о конце, прежде чем начать работу”. И так оно и случилось.