Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми

РБКBiznes

Инновации требуют либерального общества

Записала: Ирина Юзбекова
Фото: Павел Федоров

Андрей Дороничев, директор по продуктам Google

Андрей Дороничев заработал первые деньги на портале для дистрибуции мобильного контента в начале 2000-х. Перед тем как переехать в Кремниевую долину, он несколько лет жил в Лондоне, Дублине и Праге. С 2010 года Дороничев работает в Google продуктовым менеджером. Он создал мобильный YouTube, затем отвечал за направление, которое занимается виртуальной реальностью (платформа Daydream, VR-приложения Google). Сейчас Дороничев возглавляет игровую платформу Stadia, которая позволяет запускать в Chrome современные игры.

Феномен инновационного центра связан исключительно с людьми. Существуют отрасли бизнеса, которые зависят от географии. В древности все города располагались около рек, в дальнейшем нефтедобывающие или горнодобывающие города строились рядом с месторождениями. А если посмотреть на Кремниевую долину, то она ни к какому месту не привязана. Все, что здесь есть, — это люди.

Венчурный инвестор, сооснователь и бывший глава стартап-инкубатора Y Combinator Пол Грэм написал классное эссе на эту тему. Он сказал, что если «правильных» 10 тысяч человек взять и переместить из Кремниевой долины в Буффало или в Техас, то новая Долина будет там.

Но случилось так, что «правильные» люди оказались именно здесь: на малюсеньком участке суши в 120 квадратных километров, который производит внутренний валовый продукт (ВВП), равный половине ВВП России. ВВП Кремниевой долины — $800 млрд, ВВП России — $1,6 трлн. ВВП Долины больше, чем ВВП всей Саудовской Аравии и всей Швейцарии.

Кремниевая долина — это всего лишь одна дорога длиной 50 километров между Сан-Хосе и Сан-Франциско, по ней можно проехать за час без пробок. Как на этом клочке суши собралась огромная плотность «правильных» людей? И что это за люди?

1. Для появления Кремниевой долины нужны два типа людей: богатые и нерды (от англ. nerd — ботаник, умник), то есть технари. Это первое условие. Если две эти категории людей находятся близко друг к другу, то возникает отличная динамика. Богатые люди щедро вкладываются, потому что инвесторов много, и они конкурируют между собой. Если у тебя есть идеи, то инвесторы бегают за тобой и встают в очередь. А большое число технарей и мечтателей, которые стекаются в Долину со всего мира, готовы серьезно рисковать, чтобы поменять этот мир.

Люди, которые приезжают сюда, готовы трудиться в своем гараже в течение пяти лет, выживать на пицце и кофе, чтобы потом случилось нечто, переворачивающее индустрию. Нерды изначально хотят не просто построить бизнес: они в большей степени искатели и исследователи, чем предприниматели.

2. Второе необходимое условие — толерантность к риску. Важная особенность местной культуры в том, что, «провалив» компанию, ты не становишься изгоем. Наоборот, твоя ценность повышается. Если ты попробовал сделать компанию, у тебя не получилось и ты потом указываешь это в резюме, то и инвесторы с радостью дадут тебе деньги на новый проект, и работодатель будет заинтересован в тебе больше, чем в другом кандидате без похожего опыта. Люди с опытом провала ценнее тех, у кого его не было.

Большинство обычных людей не могут сделать шаг в неизвестность. Большинство людей не готовы делать что-то такое, что другие до них не делали. А те, кто рискнул, чтобы, к примеру, сесть на корабль и приплыть на неизвестный континент ради золотой лихорадки, способны на лидерство и на создание инновации.

3. Третье условие — свободный обмен идеями. В Калифорнии практически невозможно через суд кого-то заставить выполнять обязательства по неконкурированию. Даже если у сотрудника есть контракт, по которому он обязуется не создавать конкурирующую фирму в ближайшие пять лет после увольнения, местный суд его игнорирует. Люди уходят из Google и идут в Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), потом они уходят из Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) и идут в Snapchat: таким образом знания перетекают из компании в компанию. Сегодня ты работаешь в Apple, завтра в Google, послезавтра ты создал свой стартап, нанял двух сотрудников, а еще через год эти два человека, узнав, как все работает, делают свои стартапы.

Конечно, никто не рад, когда сотрудник уходит к конкуренту, но в Калифорнии это не воспринимается как преступление. Половина менеджмента Facebook (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) — мои бывшие коллеги по Google.

Почему все научные статьи есть в открытом доступе? Потому что ученые из одной сферы могут создавать что-то новое на идеях других ученых. Долина максимально приближает к этому.

4. Четвертое условие — культ трудоголизма. Я работал в четырех странах и могу сказать, что в Долине трудятся несравнимо больше, чем в Великобритании, Ирландии или России. Я обычно начинаю день в 6:30 утра, и когда я в 7 пишу письма, то мне на них сразу отвечают. Отвечают люди, которые давным-давно стали миллионерами. Ларри Пейдж и Илон Маск — миллиардеры, но урабатывают себя, как проклятые. Не потому, что вынуждены, а потому что выбрали такую жизнь. Если бы они работали только ради денег, то давно бы пили коктейли и курили сигары на островах. Но они любят не это, они любят создавать.

Долина — самая либеральная часть Америки. Терпимость к миграции — это заслуга Долины. Сюда приезжает большое число людей со всего мира с разными идеями. Серьезные инновации появляются только в либеральном обществе по той причине, что оно спокойно воспринимает в том числе и сумасшедшие идеи. Любая идея, которая сейчас является общепринятой, в какой-то момент казалась безумной. В свое время я предложил создать YouTube для мобильного телефона. Когда я рассказываю об этом, то люди отвечают мне: «Но ведь мобильный YouTube был всегда». А несколько лет назад на меня смотрели, как на идиота: «Какое видео на телефоне, ты с ума сошел? На нем читать-то невозможно. Экраны маленькие, интернет медленный, все дорого».

Важность либеральных ценностей в том, что на сумасшедшие идеи смотрят терпимо. Да, у человека странные мысли, но они имеют право на жизнь. И потом из ста сумасшедших идей одна прорастает и становится сначала революционной, затем общепринятой, а после — нормой.

Кто-то скажет: «Но ведь сколько технических инноваций случилось в Советском Союзе или в Германии во времена абсолютной диктатуры и деспотизма». Согласен, однако существует два типа инноваций: технические и продуктовые. Первый заключается в поиске новаторского решения определенной проблемы. Например, есть задача полететь в космос, и СССР справляется с ней: придумывает ракету в самых сложных условиях. В этом есть глубокая креативность — имея определенные ограничения, решить поставленную задачу. Это техническо-инженерная инновация. Но она отличается от продуктовой инновации, когда люди выдумывают новые проблемы, а потом их решают. Американцы придумали застежку «молния». Казалось бы, ну что за проблема — одежду можно застегивать и расстегивать с помощью пуговиц. Но кто-то сначала задумался об упрощении и ускорении этого процесса, а затем нашел подход к новой задаче. Продуктовые инновации требуют наличия либерального общества, которое с пониманием относится к генерированию подобных идей.

O'qishni davom ettirish uchun tizimga kiring. Bu tez va bepul.

Roʻyxatdan oʻtish orqali men foydalanish shartlari 

Tavsiya etilgan maqolalar

Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки Контракт и досуг: какой экономический эффект дают промышленные выставки

Форумы и выставки становятся главными площадками для формирования деловых связей

РБК
Код да Винчи Код да Винчи

Жизнь Леонардо да Винчи удивительно созвучна нашему времени

AD
«Двойка» за хорошее поведение «Двойка» за хорошее поведение

BMW M2 Gran Coupe: баварское купе, которое на самом деле седан

Автопилот
Гламурная семейка Гламурная семейка

Кольцехвостые лемуры — настоящие звезды экрана

Вокруг света
Люди Востока Люди Востока

В основе таких вроде бы разных традиций — уважение, забота, тепло, память

Seasons of life
На белом фоне На белом фоне

Белый интерьер, на который не потратили ни капли белой краски

AD
Бедный мальчик Бедный мальчик

Кто помогает Абрамовичу-младшему заниматься бизнесом

Forbes
Смерть на перевале Смерть на перевале

Можно ли раскрыть преступление, совершенное 4000 лет назад

Вокруг света
Удовольствие по щелчку Удовольствие по щелчку

Откуда взялась мода на селфи и почему все люди делают это

Вокруг света
Встреча без галстуков Встреча без галстуков

Дизайнер Маржолен Лере оформила дом в Сен‑Тропе для семьи банкира и юриста

AD
Восход над городом Восход над городом

Выставка Urban Dawn приходит в проблемные страны и говорит об их сложностях

Seasons of life
Вывести из заблуждения Вывести из заблуждения

Десять лет Одиссей возвращался из Трои домой, на родную Итаку…

Вокруг света
На краю земли На краю земли

Архитектор Марсио Коган переделал колониальный дом в Бразилии

AD
Внутри кто‑то есть Внутри кто‑то есть

Квартира в центре Москвы и удивительный мир современного искусства

AD
Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций Эмоциональный робот: как российский стартап меняет индустрию клиентских коммуникаций

Основатели Neuro.net создали робота, не отличимого от реального собеседника

РБК
Двадцать молодых и перcпективных Двадцать молодых и перcпективных

РБК публикует уже четвертый список героев завтрашнего дня

РБК
Производство талантов Производство талантов

Не надо копировать Кремниевую долину

РБК
«Банки перестраивают модели работы с крупными клиентами» «Банки перестраивают модели работы с крупными клиентами»

Зампредседателя правления Сбербанка об уровне инвестиционной активности в России

РБК
Лиссабон: Город, где сбываются желания Лиссабон: Город, где сбываются желания

Как стилист Владислав Лисовец впервые попал в столицу Португалии

Вокруг света
Цифровая молодежь Цифровая молодежь

Геворк Вермишян о новом поколении, будущем телекома и «законе Яровой»

Forbes
Автоматизированная система управления Автоматизированная система управления

Если у тебя нет планов на 50 лет вперед, ты их точно не проживешь

Forbes
Читать за едой Читать за едой

Собрание людей, культур, гастрономических традиций и дизайнерских идей

Seasons of life
Терпение и труд Терпение и труд

Дизайнеры Жак Бек и Артур Миранда и дом их мечты

AD
Поднимись с дивана Поднимись с дивана

Двухэтажный пентхаус с террасой и видом на море — дом дизайнера Махмуда Кефели

Seasons of life
Олимпийский резерв Олимпийский резерв

В Афины стоит ехать за современным искусством и дизайнерскими магазинчиками

AD
Вот мой дом родной! Вот мой дом родной!

Фотограф Михаил Степанов возвел на подмосковной даче дом своей мечты

AD
Детский мир Детский мир

Декоратор Мия Карлова воссоздала в загородном доме атмосферу детства на даче

AD
Финтех от физтеха Финтех от физтеха

Николай Сторонский построил компанию-единорог и попал в список Forbes

Forbes
Деньги коллекционера Деньги коллекционера

Распущенные волосы, тысяча долларов мелочью и другие нумизматические сюжеты

Forbes
Запах Гарри Запах Гарри

Популярность архитектора Гарри Нуриева — как аромат духов

AD
Открыть в приложении