Восход над городом
Выставка Urban Dawn приходит в проблемные страны и привлекает внимание к их сложностям. Виктория Латышева, основатель проекта, рассказала, как изменилось бейрутское гетто, когда в него пришли цвет, стрит-арт и увлеченные люди.
«Наша цель — с помощью современного искусства менять восприятие страны, города, пространства. Граффити-художники со всего мира приезжают в новую страну со своими идеями и проектами, создают арт-объекты, проводят мастер-классы и наполняют город новым содержанием. Они участвуют в социальной жизни: помогают в медицинских центрах, занимаются с детьми, учат местных жителей экологическому сознанию.
Провести Urban Dawn в Ливане было технически сложно. В России, чтобы создать новое граффити на стене дома, достаточно согласовать это с мэрией. В Ливане же нужно получить письменное согласие каждого жильца дома, разрешение домоуправления, официальные бумаги — все это довольно долго и утомительно. Но, несмотря на сложности, нам удалось добиться разрешения властей и создать три граффити-объекта в центре города в рамках Urban Dawn.
Но самый масштабный наш проект — арт-район Узаи, который позже получил название Узвиль / Ouzville. Работа над ним началась в 2016 году и ведется до сих пор.
В 1970‑х годах, до гражданской войны, район Узаи был бейрутским Сен-Тропе — местом радостным и праздным. Сюда приезжали туристы и местные, проводили дни на пляже, ловили морских ежей в чистейшем Средиземном море, тут же их и ели. Но после войны район заселили беженцы с юга, и гармоничную ливанскую архитектуру потеснили нелегально построенные бетонные коробки. Узаи превратился в своеобразное бейрутское гетто — закрытое, замусоренное, с грязным берегом и морем. Для команды curator19.90 (организаторов проекта) проводником в Узаи стал Айяд Нассер, глава девелоперской компании Loft investments, который родился и вырос здесь. Именно он в свое время и привез понятие loft в Ливан. Айяд вложил средства в проект, и рисовать здесь стало возможно.