«Я верю в молочку»
Сооснователь и генеральный директор холдинга «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу, потреблении молочных продуктов и планах по развитию компании
В середине 2000-x годов Чебурашкины — братья Станислав и Владислав, а также их отец Георгий, — зарабатывавшие на бизнесе по переработке отходов горнометаллургической промышленности в родном Норильске, решили диверсифицировать риски и вложить средства в какую-то другую отрасль. Тема «Обеспечение продовольственной безопасности страны» в то время была на волне, и семье показалось интересным попробовать производить продукты питания, ведь они всегда пользуются спросом, вне зависимости от состояния экономики. Решение купить подмосковные заброшенные молфермы Владислав сейчас называет «неразумным» и «необоснованным», но о своем деле говорит с большим энтузиазмом и любовью, а за высокое качество продукции отвечает своей фамилией. Компания включает три современные фермы на более чем 4 тыс. голов в Дмитровском и Сергиево-Посадском округах Московской области, сеть вендинговых автоматов, а также современный завод по переработке сырого молока мощностью до 100 т в сутки.
В 2002 году вы только вернулись с дипломом MBA из Бостонского колледжа, перед вами были открыты все дороги, но семья решила «бросить» вас на восстановление подмосковного совхоза. Почему все-таки выбор пал на это направление?
Наша семья из Норильска, где я родился, учился, работал и где мы до сих пор занимаемся переработкой горнометаллургических отходов, на подрядах. В начале 2000-х мы решили диверсифицировать наше дело. Сейчас, оценивая то решение спустя годы, я понимаю, что желание пойти в сельское хозяйство, особенно в молочку, было не очень разумным и, на мой взгляд, необоснованным. Да, с одной стороны, молочная продукция — категория номер один в корзине потребителя, если сравнивать со всеми остальными продовольственными товарами. К тому же мы любим молоко, считаем, что это классный продукт, и сегмент большой… Но есть и другая сторона — молочное животноводство считается одним из самых тяжелых секторов сельского хозяйства: здесь много рисков, нужны большие вложения, сроки окупаемости долгие, а маржинальность маленькая. Недаром эта отрасль серьезно субсидируется во всех развитых странах. Тогда, в 2005 году, мы этого не понимали, думали — вложимся в производство продуктов питания в Москве и Московской области, где живет 30–40 млн человек, и все будет отлично. К тому же тогда уже широко муссировалась тема продовольственной безопасности, и мы со своими инвестициями и планами в нее очень хорошо вписывались. Вот и пошли в этот сегмент, не понимая все его сложности.