Грозные «молодцы» мчались по рельсам
Сегодня эту историю уже можно рассказывать с конца. Минуло без малого 18 лет с того печального для многих тружеников советского, затем российского ВПК (Военно-промышленного комплекса) дня 13 ноября 2006 года, когда на технической базе под Брянском вершился процесс утилизации последнего боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) – недавней грозы вероятного противника и гордости советской оборонки.
Его уничтожение, как и предшествующих 11 комплексов, проходило под бдительным непосредственным наблюдением контрольной инспекции США в соответствии с договором СНВ–1. «Антисозидательные работы» выполнялись, можно сказать, за счет «заказчика», то есть финансировались из бюджета США.
Как все начиналось
А начиналась история БЖРК лет 60 назад. В начале 60-х годов прошлого века, в разгар «холодной» войны и ракетно-ядерной эйфории по обе стороны океана, в Советском Союзе возникла идея о постановке боевых ракет на рельсы с целью придания им мобильности и скрытности. В 1966–1968 годах был разработан эскизный проект БЖРК. Однако в те времена по самым разным причинам работа не получила дальнейшего развития.
Реально действия в этом направлении начались лишь в 1977 году.
К работе по столь новаторской теме было привлечено множество научных, конструкторских и производственных организаций. Головным было назначено КБ «Южное», Днепропетровск. Возглавлял его в те времена главный конструктор Владимир Федорович Уткин. Разработчиком пускового модуля для будущей ракеты стало ленинградское КБ средств механизации (КБСМ), где работы возглавил родной (младший) брат Владимира Уткина – Алексей. Здесь уместно упомянуть, что эту славную семейную когорту ракетостроителей возглавлял самый старший брат – Николай Уткин, на момент описываемых событий – проректор по науке Ленинградского военно-механического института (ныне Балтийский технический университет «Военмех»), многие ученые и инженеры-выпускники которого активно включились в работы по созданию БЖРК. Все три брата Уткины были выпускниками «Военмеха» разных лет, а в 50-е годы Николай Федорович уже стал деканом факультета, на котором в те далекие годы учился автор настоящей статьи.